Путь от замены неизвестного звука до превращения его в известный, выговариваемый А. Н. Гвоздев называет усвоением звука. В этот период «неповторимый оригинал» и «пародия» появляются при одних и тех же фонетических условиях поочерёдно. Например, рядом с
нап’ишы, произносится
нап’исы.
Такое смешение распространяется и на область употребления звука-заменителя. На его законное место ребёнок может ставить звук, который только что освоил. Например, если во всех словах звук
ш он заменял на
с, то потом какое-то время может поступать наоборот:
сюда превращать в
шуда, а сырость в
шыръс’т'.
Иногда то, как ребёнок передаёт звук, зависит от условий, в которые этот звук помещён. Сюда, кроме сокращения групп согласных (связано со структурой слога), относится ассимиляция. О её видах мы
рассказывали в теоретическом
блоке по фонетике, поэтому здесь рассмотрим на примерах, как они проявляются в детской речи.
Полная регрессивная ассимиляция:
анна (одна),
ма м’еста (на место),
дундук (сундук).
Неполная регрессивная ассимиляция:
н’аса (мясо),
н’иска (миска).
Прогрессивная ассимиляция:
1) полная:
кул’ул’й (куличи),
ал’ел' (олень);
2) неполная:
п’исно (письмо).
Кроме того, к регрессивной ассимиляции А. Н. Гвоздев относит случаи, когда перед смычными зубными появляется вставочный
н при наличии в следующем слоге носового
н:
пл’ан’т’ен’ц’а (полотенце),
п’ин’ц’ён’а (печенье).
Перестановка звуков Иногда дети передают звуки правильно, но меняют их местами и нарушают структуру слова. Если ребёнок произносит что-то знакомое, но не совсем понятное, вероятно он переставил:
1) два соседних согласных:
камл’и (корми),
онко (окно);
2) соседние гласный и согласный, от позиции которых зависит открытость или закрытость слога:
клобас’ики (колбасики),
икнула (кинула);
3) два согласных, которые разделены гласным:
м’ен’иц (немец),
кавол’а (корова),
вал’и (лови);
4) два гласных, которые разделены согласными:
маху (муха),
саму (сума);
5) два согласных, которые разделены гласными и согласными:
черпатка (перчатка);
6) два соседних согласных; между ними появляется гласный, который стоял перед группой:
отробали (отобрали).
Интонация Здесь всё просто. Ребёнок быстро начинает различать и воспроизводить разные интонации языка.
С помощью интонации понижения он констатирует:
мака п’ец’ка (молоко стоит на печке). Позже появляются разновидности восклицательной интонации. Женя по-разному реагировал на утреннее солнце (
с’ён'), отгонял козу (
быс! — брысь), просил догнать (
ган’и!), дать блинов (
бл’ина! бл’ина!) и истопить печку (
т’ап’и пецка — топи печку).
Затем дети осваивают вопросительные интонации, с которыми произносят формально утвердительные предложения, не похожие по структуре на вопрос: мама,
куп’ил’а колос’и? (мама, купила калоши?);
кон’ц’ел’а ц’ел’ац? (кончила стирать?).
Очень рано, на втором году жизни, появляется интонация перечисления: «Она соединяет целые предложения:
мац’ик ба-ба,
папа ба-ба (мальчик бай-бай, папа бай-бай); а также однородные члены:
й’а пайду мамъцкъм,
папъй (я пойду с мамочкой и папой). Союзы в перечислении ребёнок начинает использовать в два-три года».
От перечислительной интонации отличается интонация противопоставления:
тъмары л’итай’ут — жук’и ползъй’т (комары летают — жуки ползают).
Страница 2. Слова
Звуки складываются в слова, а слова состоят из морфем. Как пишет А. Н. Гвоздев, дети выделяют корни, приставки, суффиксы и окончания «с безукоризненной точностью». Так же метко они используют морфемы русского языка, когда создают новые слова по аналогии с уже существующими.
При этом дети не анализируют слова специально. Наблюдения Гвоздева показали, что размышления о составе слов начинаются только в четыре — четыре с половиной года.