Откуда мы знаем наш родной язык? Вопрос, на первый взгляд, странный: просто выучили в детстве и всё. Кто-то, например, считает, что ребёнок слышит слова и запоминает их, как собака команды. Но как он строит предложения, как узнаёт порядок слов? Откуда знает, как сказать нельзя? Он не мог слышать все предложения языка и запомнить их, ведь предложений бесконечно много. Значит, нужно более глубокое объяснение, чем сравнение с «апортом» для Бобика. Вариант такого объяснения предлагает генеративизм. В науке пока нет общепринятого мнения о том, как ребёнок научается языку. Некоторые учёные объясняют эту загадку совсем не лингвистически и иногда даже не знают, что решить её можно и с точки зрения языка. Но во второй половине XX века американский лингвист
Ноам Хомский создал целое направление в языкознании, напрямую связанное с решением загадки, — генеративизм. Это настоящий «мейнстрим» современной лингвистики.
Представим себе младенца. Что он слышит? Ласковые слова мамы (какое-нибудь
крохотулечка или
делаем топ-топ, которые взрослые сами по себе уже не используют), своё имя, обрывки диалогов окружающих людей. Может ли он без каких-либо знаний о языке разобраться в этом хаосе и научиться строить предложения самостоятельно, причём быстро — за год-два?
Генеративисты считают, что у ребёнка есть важнейшее подспорье в этом деле —
врождённая языковая способность. Примерно как способность ходить на двух ногах. По мнению этих учёных, у каждого в голове изначально существует абстрактная схема человеческого языка. Когда ребёнок сталкивается с языком, он просто вставляет в эту схему конкретные слова из числа тех, что слышит вокруг себя. Он также применяет к схеме ограниченный набор конкретных правил этого языка, которые ему несложно выучить. Благодаря этому дети никогда не делают ошибок вроде
По я пошёл длинной дороге, хотя им никто не говорил, что так нельзя.
Чтобы показать, как могут строиться предложения в голове носителя, генеративисты используют такие модели: