Так, чтобы читать техническую литературу, он и овладел русским языком.
После университета Гамлет попал в армию, служил в Харькове. Украинский с тех пор он тоже понимает, но в основном солдаты и офицеры общались по-русски. Вместе с принципами спецсвязи Гамлет оттачивал основной язык СССР: даже спустя 50 лет он может не только донести мысль по-русски, но и всячески шутить. В части распределяли уроженцев разных республик, поэтому русский оказывался универсальным.
Мужчины на Южном Кавказе часто рассказывают о том, что они служили в России и выучили русский именно в армии.
Как жители Армении в 90-е выбрасывали печатные машинки с русской клавиатурой
В 1960-е в Армении появились подпольные национальные движения, которые хотели сделать республику независимой. Из тени они вышли в конце 1980-х, когда областной совет Нагорно-Карабахской автономной области (армянское название — Арцах. —
Прим. «Изборника»), где большую часть населения составляли армяне,
обратился к верховному совету СССР, попросив вывести область из состава Азербайджанской ССР и присоединить к Армянской ССР. Центральная власть поддержала азербайджанскую сторону, что привело к погромам и экономической блокаде Армении. В республике заговорили о независимости, которую провозгласили в сентябре 1991 года.
После распада СССР русская речь резко перестала звучать на улицах Армении, русскоязычные передачи исчезли из телеэфира, рассказывает Серине Мисисян. По воспоминаниям филолога, один из ярких примеров «ополчения» на русский язык — факт, что люди выбрасывали из окон печатные машинки с русской клавиатурой.
Языковая политика независимой республики регулируется
законом «О языке» 1993 года. Согласно ему, армянский — единственный государственный язык страны. Все организации обязаны вести документацию по-армянски, использовать этот язык для публичных выступлений и на вывесках. Закон также поощряет выпуск печатных изданий, учебников, научно-популярной литературы и книг на армянском языке.
Право национальных меньшинств говорить на
их языках закон не ограничивает. Там, где живут представители меньшинств, можно открывать школы с их родными языками обучения, но с обязательным изучением армянского и государственной программой.
Желание «вытеснить» русский язык из общественной жизни было заметно только в 1991–1995 годы,
пишет кандидат филологических наук, доцент Российско-Армянского Университета Карен Акопян. В первую очередь оно появилось из-за того, что русский язык ассоциировался с советской властью. В первый же год реформ закрыли все детские сады, школы и вузы с русским языком обучения. По-русски преподавали только в некоторых классах, где ученики были из смешанных семей или считали русский родным языком.
Ещё одно исключение — факультеты, которые готовили специалистов по русской филологии, там русский язык остался основным. По
словам Карена Акопяна, уроки русского в остальных школах и вузах не пропали, но их стало в четыре раза меньше. В вузах — два часа в неделю в течение двух, а не четырёх семестров.
Параллельно с этими изменениями — но не из-за них — этнические русские покидали Армению. Например, сразу после Спитакского землетрясения, которое
затронуло 40% территории республики и разрушило города Спитак, Гюмри, Ванадзор и Степанаван. Спитак пострадал сильнее всех — там не осталось целых домов, в Гюмри разрушения коснулись 80% города. Всего без крова остались 514 тысяч человек, 20 тысяч были ранены, 25 тысяч — погибли.
Спитак отстроили заново, а Гюмри, который в советские годы был крупным промышленным и торговым центром, так и не восстановили. Почти все предприятия по-прежнему остаются заброшенными. Учитывая, что этнические русские в Советской Армении работали преимущественно в промышленности и научно-технической сфере, можно предположить, что их отъезд связан с потерей работы и/или жилья. По переписи 1989 года число русских в стране уменьшилось на 19 тысяч, или на 27%, по сравнению с предыдущей переписью.
Период с 1992 по 1995 год в Армении называют
«тёмными годами»: из-за распада СССР и войны с Азербайджаном за Карабах страна оказалась в энергетической блокаде — без газа и электричества. В столице не работал общественный транспорт, а продукты выдавали по карточкам и маленькими порциями. Жизнь превратилась в выживание.
Ереванец
Мкртич рассказывает, что «тёмные годы» пришлись на время его юности. Семья жила около железной дороги, и когда дома стало нечем топить, то он вместе с другом украл шпалу. Её искали по всем ближайшим гаражам, а в квартире не нашли. Пропитавшаяся мазутом шпала хорошо горела. Интеллигентные соседи же топили паркетом и книгами. В таких условиях из страны уезжали не только русские, но и армяне — куда угодно, где можно было жить.