Почему всё-таки к
мужику относятся не так, как к
бабе? Ведь и у этого слова есть деревенские корни. Более того, и баба, и мужик ассоциируются у современных людей с простонародностью. Откуда возникли двойные стандарты?
По словам Валерия Ефремова, стоит обратить внимание на так называемые
нормы твёрдости, то есть ожидания общества от мужчин. Образ мужика во многом соответствует норме физической твёрдости: «Мужик — это в первую очередь, конечно, про stamina (стойкость, жизненные силы), про бодрость духа и тела». Эксперт также подчёркивает, что есть весомая разница между
парнем и
мужиком. В патриархатном сознании
мужик более статусный, с ним общаются иначе.
«В мои лет 20 в беседах в деревне с незнакомыми мужчинами мне всегда задавали несколько вопросов. Сначала: “Откуда ты?” А следом: “Женат? Дети есть?” И я, будучи городским человеком, всегда думал: “Какое вам дело до моей личной жизни?” Ладно ещё вопрос “откуда приехал“ — это чтобы сориентироваться. Но почему их интересовал мой матримониальный статус? Однако для патриархатного общества одно дело — говорить с мужиком, у которого есть семья, и совсем другое — с недомужиком, то есть с парнем», — поясняет Валерий Ефремов.
Более того, не последнюю роль в сложившейся ситуации играет и кризис маскулинности, о котором, например, писал Игорь Кон в работе «Мужчина в меняющемся мире» 2009 года. В беседе с «Изборником» Валерий Ефремов вспоминает слово
мачо, которое появилось в русском языке не так давно, в самом конце XX века: «Это такой покоритель дамских сердец, мужик плюс донжуан. Он не так изыскан, как донжуан, но при этом гораздо более эротично наполнен, чем мужик». Как отмечает эксперт, в современном мире далеко не все могут быть мачо, поэтому в качестве ролевой модели мужчины зачастую выбирают
мужика. Он «даёт ощущение стабильности».
Таковы
гендерные стереотипы, существующие в обществе. Женщинам, как правило, тяжелее смириться с тем, что их могут воспринять как необразованных, грубых и неинтеллигентных (другими словами, как
баб).