Колядки, монетки и ободранная кобыла
В России до распространения христианства существовал собственный trick-or-treating. Правда, проходил он не в последнюю ночь октября, а с 25 декабря по 6 января — в дни Коляды. В это время, как гласили поверья, на улицах появлялась нечистая сила. Народ надевал костюмы из рогов и шкур и ходил по округе. Вместо короткой присказки использовались целые
песни:
Коляда, коляда / Отворяйте ворота, / Доставайте сундучки, / Подавайте пятачки. / Хоть рубь, / Хоть пятак, / Не уйдём из дома так! / Дайте нам конфетку, / А можно и монетку. / Не жалейте ничего, / Накануне рождество! Ряженые выступали в роли духов предков, которые проведывали потомков и становились залогом урожайного года. Взамен на «благословение» колядовщики просили гостинцы или подарки. Собирал их специальный носитель с мешком —
мехоноша. Выпрашивали и денежные подношения:
Коляда-коляда, / Соломенная борода! / Ты, хозяин-мужичок, / Открывай сундучок, / Подавай пятачок! Тем, кто отказывался ублажить ряженых, сыпались шутливые угрозы:
Пришла Коляда / Накануне Рождества! / Дайте коровку — / Масляну головку. / Кто не даст пирога — / Мы корову за рога! / Кто не даст нам яиц — / Мы тому разгоним птиц! Иногда в ход шли куда более серьёзные угрозы:
На Новый год осиновый гроб, кол да могилу, ободрану кобылу.
Для российской культуры Хэллоуин — явление чуждое, как и для русского языка. Сложно представить trick-or-treating на фоне панелек, Ивана-из-репы — у всех столичных дверей, а угрозы напакостить — в лексике обычного гражданина, не получившего от соседа конфеты. Но если всё же празднуете — тыкву вам в руки. Встретимся в том самом королевстве.