В школьной программе междометия традиционно выделяются как часть речи, однако есть и аргументы, которые дают основание не включать их в общую классификацию. В отличие от самостоятельных частей речи, междометия не называют эмоции или чувства, а только помогают выразить их или волю говорящего. Они не бывают членами предложения, как и служебные части речи, но, в отличие от них, междометия — не обязательный компонент предложения, без них передать суть высказывания возможно. Например, мы можем сказать не
На!, а
Возьми; не
Мамочки!, а
Мне страшно!.
Многие междометия образовалось путём перехода из других частей речи. Например,
боже и
господи — бывшие существительные в форме звательного падежа. И если изначально они использовались только в религиозном контексте, в качестве обращений к богу, то в роли междометий просто помогают выразить восхищение, страх и другие эмоции:
Господи, какая красота!; Боже, как я испугалась!. Более того, эти междометия легко услышать в речи людей, которые не исповедуют христианство.
Некоторые ученые отделяют от междометий
звукоподражания. Эти слова имитируют звуки средствами языка:
мяу,
му,
тик-так,
дзынь,
бац. Необходимость различать междометия и звукоподражания продиктована прежде всего категориальным значением. Первые помогают выразить эмоции, а вторые воспроизводят звуки живой и неживой природы, которые с эмоциями, как правило, не связаны. Если междометие
ах может выражать испуг, удивление, восторг, то
мяу просто воспроизводит звук, который издаёт кошка.
Ещё звукоподражания и междометия нередко по-разному ведут себя в предложении. Первые чаще могут включаются в его состав, быть членами предложения:
По всему болоту разносилось долгое ква-а-а. А вторые при использовании в своей обычной функции оказываются «в стороне». Это выражается тем, что на письме мы выделяем междометия запятыми.
Подобно междометиям, звукоподражания могут использоваться в качестве слов-предложений:
— Заходят как-то в бар немец, француз и русский… — Ха-ха-ха! Третья «неоднозначная» группа —
модальные слова. Они показывают отношение говорящего к какому-то явлению или событию. К таким словам, например, относятся
по-видимому, верно, возможно, разумеется. При этом, несмотря на свою «ветреность», модальные слова статичны: они не изменяются и не выступают в качестве членов предложения. Этим они напоминают вводные конструкции и
частицы, поэтому не все лингвисты признают модальные слова отдельной частью речи.
У модальных слов нет чёткого лексического значения, как у самостоятельных частей речи, но всё же оно более конкретно, чем у служебных: сравните, например, модальное
возможно и предлог
к. Модальные слова не могут быть членами предложения, но и «служебной» функции у них нет: их можно «выбросить» без потери смысла, как и междометия. Поэтому модальные слова тоже занимают промежуточное положение между самостоятельными и служебными частями речи.
«История» модальных слов строится по одной логике: это бывшие слова самостоятельных частей речи, которые переродились по смыслу и синтаксически и утратили с ними связь. Например,
положим в предложении
Они сделали, положим, верные выводы воспринимается не как глагольная форма, а как единица, выражающая отношение говорящего к мысли, которую он высказывает.
Помимо глаголов, превращаться в модальные слова могут