Цельность персонажа и образные «ажурчики»
Моя цель — чтобы герои говорили по-разному, а не как один персонаж, который разделён на несколько подличностей. Когда прописываешь героя, учитываешь парадигму, в которой он вырос, уровень его образования и в целом характер. Это трудоёмкий процесс. Боюсь, что в более ранних моих работах герои говорили плюс-минус одинаково, несмотря на очевидные сословные различия.
Язык — неотъемлемая часть и реально существующего, и вымышленного человека. Когда я прописываю персонажа, я ведь не думаю: «Вот отдельно волосы, отдельно цвет глаз, отдельно бэкграунд». Это целостный герой, и, естественно, я стараюсь сделать, чтобы он вёл себя так, как ему положено.
Мне нравится образность в языке, поэтому у меня много совершенно разных сравнений. Вряд ли можно прочитать строку, чтобы там что-то с чем-то не сравнивалось. Очень много «как», «словно», «будто» — они появляются регулярно, иногда приходится вычищать. Одно время я думала поменьше к ним обращаться, но оказалось, что совсем без сравнений я не могу. Наверное, это уже часть видения.
Иногда лишняя образность мешает читателю представить, что, собственно, происходит: когда вот эти ажурчики вьются-вьются-вьются и всё так красиво, цветисто и не очень понятно. Теряется самое главное — смысл, так что это тоже палка о двух концах. Надо следить за этим, чтобы не искажать читательское восприятие.
С одной стороны, образность можно «выкрутить на максимум» в стихах. С другой — надо уложить всё в достаточно жёсткий стихотворный ритм. Однако стихи я теперь пишу совсем редко: не успеваю. Иногда пишу рассказы, но немного. Стихотворение обязано получится более сжатым и ёмким, а когда пишешь рассказ, есть риск, что не остановишься и работа выльется во что-то более объёмное.
Нет названия — нет текста
Всё же я предпочитаю писать крупную прозу. В ней можно выразить многое из того, что никак не выразишь в стихотворениях, да и к героям ожидаемо прикипаешь сильнее.
Между написанием прозы и написанием поэзии однозначно есть разница. Это будто разные подходы к одному и тому же, но мне кажется, я начинала писать стихи, когда появлялась интересная, яркая, кинематографичная задумка. На каждую задумку книжку не напишешь, а хотелось создать такой маленький кусочек фильма — с относительно законченным сюжетом и понятными персонажами. В последних работах мне очень нравилось создавать не абстрактного лирического героя, а персонажа с историей, с достоинствами и недостатками, которые можно было бы прочувствовать за короткий «хронометраж».
Для книг мне обязательно нужно сначала нащупать название. В целом это получается легко и естественно: пока я заканчиваю одну книгу — а пишу я небыстро, — уже активно думаю о следующей истории, и название находится.
Для рассказов тоже желательно иметь название. Оно сразу делает произведение цельным — вместе с краткой аннотацией, и, собственно, задумкой. Конечно, с малой прозой так получается не всегда. Например, недавно я писала рассказ, и пока он был без названия, дело шло достаточно медленно. Но как только название появилось, всё сразу встало на свои места, как кусочки мозаики.
И напротив, для стихотворений мне совсем не нужно название. Подбираю его только для того, чтобы выложить на платформах, которые это требуют.
Врач, который пишет фэнтези
Гуманитарного образования у меня нет, я врач — не лингвист, не филолог. Школьные годы помогли, потому что очень любила русский язык и литературу, участвовала в олимпиадах. Моя учительница была абсолютно убеждена, что я пойду в гуманитарную область, но сложилось иначе.
Во-первых, я не была уверена в своём писательском будущем: моя первая книга вышла, когда я уже училась на первом курсе медицинского университета. Во-вторых, я из династии врачей, и это тоже накладывает определённый отпечаток. В-третьих, мне кажется, даже за последние лет пять отношение к профессиям так поменялось, что сейчас у ребят, которые оканчивают школу, больше свободы выбора, да и в целом потихоньку нормализуется поиск себя и своего любимого дела.
Мне кажется, с гуманитарным образованием я могла бы увереннее себя чувствовать в некоторых вопросах. Возможно, у меня было бы больше времени и возможностей изучать историю или литературу. Естественно, тогда у меня не было бы других знаний, медицинских, которыми я очень дорожу, но всё на свете совместить нельзя.
Мне в любом случае нравилась и нравится медицина. Она повлияла на меня и как на человека, и как на автора. Как бы я поступила сейчас? Честно, не знаю. Выбор профессии — сложное дело, и мало кто может понять в 17−18 лет, чем будет заниматься до пенсии.
На мой взгляд, медицинские знания влияют на восприятие мира. Ты понимаешь, как устроен человеческий организм. В процессе обучения тебе прививается логика, которую можно использовать в разных сферах жизни.
Книги в любом случае пишутся с опорой на наш имеющийся опыт. Когда есть знания о реально существующих заболеваниях, так или иначе это может просачиваться в описания заболеваний вымышленных. Моя любимая фраза: «Чудовище в „Лихе“ — это персонификация тревожного расстройства и собирательный образ того, что нас пугает, невротизирует и будто вот-вот догонит, — и случится что-то невероятно страшное». Но это получается бессознательно, без усилий. Не «та-а-ак, вот сейчас нам нужно изобрести фэнтезийную болячку».
Раны от арбалета и врачевание душ
До издания в первом «Лихе» было чересчур графичное физическое насилие — описание ран. Вернее, для меня оно не было детализированным, но для других… Многие писатели либо консультируются со знакомыми врачами, либо читают медицинские материалы, чаще всего о ранах и травмах. Часто бывает: для кого-то подробное и пугающее описание, а для того, кто работает в клинической медицине, — обычный вторник.
Я люблю обсуждать медицинские аспекты в книгах, но обычно меня спрашивают о том, с чем врачи мало сталкиваются в нынешний период исторического развития. И писателей, и пытливых читателей часто интересуют как раз-таки раны и травмы, и если с чем-то современные врачи, конечно, сталкиваются, то, например, с ранами, нанесёнными луком или арбалетом, уже сложнее. А особенно, если описываются раны, нанесённые фэнтезийным созданием… Явно не то, на что есть непосредственный ответ в учебнике: открываешь и вот, читаешь, как реагирует тело.
Я закончила вуз в 2023-м и ещё не успела поработать врачом: дополнительно училась и подтверждала диплом за границей. Но пока я была в университете, несколько лет совмещала учёбу с работой медсестрой. И что моя работа точно мне подарила, так это ответственность, логику и знания в той сфере, которая была мне интересна. А ещё — несколько ярких клинических картин, которые можно описать в книгах.
К тому же врачебная специальность — не только заболевания. Это про людей и общение с ними. Когда взаимодействуешь с пациентами как врач, то обследуешь или назначаешь лечение, а ещё слушаешь, и поддерживаешь, и утешаешь, и это эмоциональный опыт, который влияет на всё на свете.