#теория
#интересное
#лайфхаки
#мнения
#истории
#подкасты
#спецпроекты
18.10.2024
«Агрессивная» и «грубая»: почему точку в конце предложения не считают нейтральным знаком
Полина Меньшова, Яна Шевченко при участии Дарьи Захаровой
В школе мы последовательно ставим точку в конце повествовательных предложений, а потом открываем мессенджер и не вспоминаем о ней вообще. В письмах по работе, полученных по электронной почте, воспринимаем точки как что-то само собой разумеющееся, а увидев их в сообщении близкого человека, начинаем переживать: на что он мог обидеться?

Пожалуй, ни один знак препинания не привлекал столько внимания и не вызывал столько дискуссий. Мы тоже не смогли остаться в стороне, поэтому изучаем судьбу этого многострадального и многозначного символа и наконец-то — впервые в интернете — объясняем, что именно заставляет людей видеть в точке негатив.
В школе мы последовательно ставим точку в конце повествовательных предложений, а потом открываем мессенджер и не вспоминаем о ней вообще. В письмах по работе, полученных по электронной почте, воспринимаем точки как что-то само собой разумеющееся, а увидев их в сообщении близкого человека, начинаем переживать: на что он мог обидеться?

Пожалуй, ни один знак препинания не привлекал столько внимания и не вызывал столько дискуссий. Мы тоже не смогли остаться в стороне, поэтому изучаем судьбу этого многострадального и многозначного символа и наконец-то — впервые в интернете — объясняем, что именно заставляет людей видеть в точке негатив.
Точка — это по правилам?

Главный аргумент людей, которые ставят точки в конце любого предложения вне зависимости от того, какой текст и с какой целью пишут, — следование правилам пунктуации. Так правильно, так учили в школе, и нечего выдумывать. Тем не менее сказать, что отсутствие точки в конце предложения — не норма, тоже нельзя. Согласно справочникам Д. Э. Розенталя, А. Э. Мильчина и Л. К. Чельцовой, в русском языке есть несколько ситуаций, когда пунктуационная норма точку ставить не рекомендует:
Точка — это по правилам?

Главный аргумент людей, которые ставят точки в конце любого предложения вне зависимости от того, какой текст и с какой целью пишут, — следование правилам пунктуации. Так правильно, так учили в школе, и нечего выдумывать. Тем не менее сказать, что отсутствие точки в конце предложения — не норма, тоже нельзя. Согласно справочникам Д. Э. Розенталя, А. Э. Мильчина и Л. К. Чельцовой, в русском языке есть несколько ситуаций, когда пунктуационная норма точку ставить не рекомендует:
  • Точка не ставится в конце заголовков независимо от их структуры (односоставное номинативное, двусоставное и другие предложения). Следовательно, точку во фразе Классная работа. можно считать ошибкой. Однако в младших классах её требуют ставить, чтобы школьники учились видеть законченную мысль.
  • Если эпиграф — цитата, то после него поставить точку можно. А вот после ссылки на источник (например, имени автора или названия художественного произведения) этот знак не нужен.
  • После текста посвящения точка не ставится, если далее нет подписи. Но ставится, если подпись есть. После подписи точки нет.
  • Точка не ставится в конце заголовков независимо от их структуры (односоставное номинативное, двусоставное и другие предложения). Следовательно, точку во фразе Классная работа. можно считать ошибкой. Однако в младших классах её требуют ставить, чтобы школьники учились видеть законченную мысль.
  • Если эпиграф — цитата, то после него поставить точку можно. А вот после ссылки на источник (например, имени автора или названия художественного произведения) этот знак не нужен.
  • После текста посвящения точка не ставится, если далее нет подписи. Но ставится, если подпись есть. После подписи точки нет.
И это не всё! Точку можно не ставить в конце пунктов списка, в объявлениях (к примеру: Открыта вакансия специалиста по консультированию клиентов), в конце коротких лозунгов, в таблицах после последнего слова в ячейке. Пункты меню в ресторане или кафе тоже не сопровождаются точкой, и это также абсолютно законно.
И это не всё! Точку можно не ставить в конце пунктов списка, в объявлениях (к примеру: Открыта вакансия специалиста по консультированию клиентов), в конце коротких лозунгов, в таблицах после последнего слова в ячейке. Пункты меню в ресторане или кафе тоже не сопровождаются точкой, и это также абсолютно законно.
Объявление поиске сотрудников от «Ростелеком Контакт-центр»
Объявление о поиске сотрудников от «Ростелеком Контакт-центр»
А ещё есть различные «отраслевые» правила и традиции. Например, в комиксах часто используют звуковые эффекты для описания действий: вместо перелистнул страницу будет написано шурх. Ставить точку в конце такого обозначения звуков не принято (хотя восклицательный знак — можно). Кроме того, порой там задаётся контекст событий: к примеру, в специальной рамке указывается время действия (Настоящее время). В конце таких конструкций точка также не требуется, их нельзя считать полностью законченными высказываниями.
А ещё есть различные «отраслевые» правила и традиции. Например, в комиксах часто используют звуковые эффекты для описания действий: вместо перелистнул страницу будет написано шурх. Ставить точку в конце такого обозначения звуков не принято (хотя восклицательный знак — можно). Кроме того, порой там задаётся контекст событий: к примеру, в специальной рамке указывается время действия (Настоящее время). В конце таких конструкций точка также не требуется, их нельзя считать полностью законченными высказываниями.
Звуки в манге Сатоси Кона «Опус». Перевод Галины Соловьёвой. Издательство Alt Graph, 2020
Звуки в манге Сатоси Кона «Опус». Перевод Галины Соловьёвой. Издательство Alt Graph, 2020
Контекст событий в манхве «Единственный исход злодейки — смерть». Перевод Даяны Гармаевой. Издательство МИФ, 2022
Контекст событий в манхве «Единственный исход злодейки — смерть». Перевод Даяны Гармаевой. Издательство МИФ, 2022
Театральный менеджер Елена Колыхалова, создавая личный сайт, тоже решила отказаться от точек в конце некоторых абзацев не просто так. Во многом на это повлияло её театральное образование:

«Педагоги по логике сценической речи учили нас, что точка может быть только одна — в конце повествования. Там, где закончились все слова. В книжечке “Логика сценической речи” Татьяны Ивановны Запорожец много обозначений для исполнителей: где маленькая пауза, цезура, где большая пауза, где прямо очень долгая пауза — между абзацами. А интонационная точка должна быть одна — только в конце.

Я автоматически переношу эту логику на любой текст. Мне кажется, в этом есть что-то правильное, что можно перенять и для интернета. Потому что мысль же не рвётся, когда повествование идёт на одной странице, — оно подчинено общей логике. И окончание повествования, значит, должно быть только в конце страницы. А точка — это слишком мощный символ. Для меня в случае с сайтом ставить точки после абзацев — значит как-то рвать логику текста».

При этом, по словам Елены, дизайнеры сайта предлагали ей убрать точки по другим причинам. На их взгляд, роль этого знака вполне может выполнять большой интервал между фрагментами текста:

«Говорят: “Елена, ну зачем нам тут точки? Мы понимаем, что пунктуационно это верно. Но ведь есть же огромный интервал. Смотрите, сколько у нас места между абзацами. Это уже как бы говорит о том, что повествование на паузе, что между разными мыслями есть отбивка”».
Театральный менеджер Елена Колыхалова, создавая личный сайт, тоже решила отказаться от точек в конце некоторых абзацев не просто так. Во многом на это повлияло её театральное образование:

«Педагоги по логике сценической речи учили нас, что точка может быть только одна — в конце повествования. Там, где закончились все слова. В книжечке “Логика сценической речи” Татьяны Ивановны Запорожец много обозначений для исполнителей: где маленькая пауза, цезура, где большая пауза, где прямо очень долгая пауза — между абзацами. А интонационная точка должна быть одна — только в конце.

Я автоматически переношу эту логику на любой текст. Мне кажется, в этом есть что-то правильное, что можно перенять и для интернета. Потому что мысль же не рвётся, когда повествование идёт на одной странице, — оно подчинено общей логике. И окончание повествования, значит, должно быть только в конце страницы. А точка — это слишком мощный символ. Для меня в случае с сайтом ставить точки после абзацев — значит как-то рвать логику текста».

При этом, по словам Елены, дизайнеры сайта предлагали ей убрать точки по другим причинам. На их взгляд, роль этого знака вполне может выполнять большой интервал между фрагментами текста:

«Говорят: “Елена, ну зачем нам тут точки? Мы понимаем, что пунктуационно это верно. Но ведь есть же огромный интервал. Смотрите, сколько у нас места между абзацами. Это уже как бы говорит о том, что повествование на паузе, что между разными мыслями есть отбивка”».
Скриншот личного сайта Елены Колыхаловой
Скриншот личного сайта Елены Колыхаловой
Впрочем, это примеры, касающиеся прежде всего литературной, «эталонной» формы языка. Мы не можем совсем забыть о точках (как и поставить, например, ненормативные два восклицательных знака), когда редактируем книгу, трудовой договор или пишем открытое письмо. Старший научный сотрудник Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН, член Орфографической комиссии РАН и Филологического совета Тотального диктанта Светлана Друговейко-Должанская отмечает, что в Тотальном диктанте пропуск точки в конце предложения, если это не единичный случай, засчитывается за пунктуационную ошибку. Однако эксперт также подчёркивает, что как минимум в Санкт-Петербурге на подобное закрывают глаза и ошибкой не считают: «Тотальный диктант, как и любой диктант, пишется ручкой довольно быстро, поэтому пропуск знака, на мой взгляд, может быть связан с торопливостью».

Неформальное общение с друзьями, коллегами, родственниками и другими близкими людьми не обязано быть идеально грамотным. В этой ситуации на первый план выходит понятность сообщения.
Впрочем, это примеры, касающиеся прежде всего литературной, «эталонной» формы языка. Мы не можем совсем забыть о точках (как и поставить, например, ненормативные два восклицательных знака), когда редактируем книгу, трудовой договор или пишем открытое письмо. Старший научный сотрудник Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН, член Орфографической комиссии РАН и Филологического совета Тотального диктанта Светлана Друговейко-Должанская отмечает, что в Тотальном диктанте пропуск точки в конце предложения, если это не единичный случай, засчитывается за пунктуационную ошибку. Однако эксперт также подчёркивает, что как минимум в Санкт-Петербурге на подобное закрывают глаза и ошибкой не считают: «Тотальный диктант, как и любой диктант, пишется ручкой довольно быстро, поэтому пропуск знака, на мой взгляд, может быть связан с торопливостью».

Неформальное общение с друзьями, коллегами, родственниками и другими близкими людьми не обязано быть идеально грамотным. В этой ситуации на первый план выходит понятность сообщения.
Неформальное общение с друзьями, коллегами, родственниками и другими близкими людьми не обязано быть идеально грамотным. В этой ситуации на первый план выходит понятность сообщения.
Узнать больше об особенностях письменной речи в мессенджерах можно в телеграм-канале «Изборника»! Спойлер: вас ждут милые котики.
На понятность, безусловно, может влиять грамотность — мы вряд ли сразу узнаем слово овощи в записи овыщчи, но отсутствие точки в этом смысле безвредно, если сообщение уже закончено и дальше ничего не последует. Мы даже экономим усилия и время, когда не ставим этот знак препинания: не нужно лишний раз искать точку на клавиатуре, путаясь из-за разных вариантов раскладки, и собеседник быстрее получает ответ на свою реплику. Более того, точка, как правило, не передаёт специфическую интонацию или эмоцию, как вопросительный или восклицательный знак — следовательно, её легко опустить без потери смысла.

Получается, людям просто лень соблюдать правила? К сожалению или к счастью, всё не так просто.
На понятность, безусловно, может влиять грамотность — мы вряд ли сразу узнаем слово овощи в записи овыщчи, но отсутствие точки в этом смысле безвредно, если сообщение уже закончено и дальше ничего не последует. Мы даже экономим усилия и время, когда не ставим этот знак препинания: не нужно лишний раз искать точку на клавиатуре, путаясь из-за разных вариантов раскладки, и собеседник быстрее получает ответ на свою реплику. Более того, точка, как правило, не передаёт специфическую интонацию или эмоцию, как вопросительный или восклицательный знак — следовательно, её легко опустить без потери смысла.

Получается, людям просто лень соблюдать правила? К сожалению или к счастью, всё не так просто.
Почему точку не ставят

В последние 10–15 лет в онлайн-пространстве наличие или отсутствие точки влияет на то, как будет восприниматься текстовое сообщение. Это подтверждает, в частности, исследование американских учёных, в котором участвовали 49 студентов: респонденты оценили высказывания с точкой как негативно окрашенные и показывающие, что собеседник не настроен на общение. А немецкий лингвист Флориан Буш выяснил, что современные школьники в переписке в WhatsApp ставят точку в 20 раз реже, чем в сочинениях, а знаки препинания как таковые — в шесть раз реже.

Лингвист Марк Либерман на сайте издания NewRepublic рассказывает: «Не так давно мой 17-летний сын отметил, что многие мои сообщения выглядят излишне агрессивными или даже грубыми, потому что я по привычке ставлю в конце них точку. В мире SMS и мессенджеров реплику часто заканчивают, просто переставая писать — не ставя каких-либо знаков препинания».
Подобных историй в интернете множество. В них попадали и одна из журналисток «Изборника», и наш коллега из научно-популярного медиа «N + 1». Им, как и другим людям, последовательно ставящим точки в конце сообщения, собеседники рано или поздно задают вопросы о смысле, который вкладывается в этот знак препинания. А мемы о точках в переписке, как говорится, отдельный вид искусства.
Почему точку не ставят

В последние 10–15 лет в онлайн-пространстве наличие или отсутствие точки влияет на то, как будет восприниматься текстовое сообщение. Это подтверждает, в частности, исследование американских учёных, в котором участвовали 49 студентов: респонденты оценили высказывания с точкой как негативно окрашенные и показывающие, что собеседник не настроен на общение. А немецкий лингвист Флориан Буш выяснил, что современные школьники в переписке в WhatsApp ставят точку в 20 раз реже, чем в сочинениях, а знаки препинания как таковые — в шесть раз реже.

Лингвист Марк Либерман на сайте издания NewRepublic рассказывает: «Не так давно мой 17-летний сын отметил, что многие мои сообщения выглядят излишне агрессивными или даже грубыми, потому что я по привычке ставлю в конце них точку. В мире SMS и мессенджеров реплику часто заканчивают, просто переставая писать — не ставя каких-либо знаков препинания».
Подобных историй в интернете множество. В них попадали и одна из журналисток «Изборника», и наш коллега из научно-популярного медиа «N + 1». Им, как и другим людям, последовательно ставящим точки в конце сообщения, собеседники рано или поздно задают вопросы о смысле, который вкладывается в этот знак препинания. А мемы о точках в переписке, как говорится, отдельный вид искусства.
Чтобы собрать как можно больше мнений, «Изборник» опросил 152 человека от 10 до 50 лет. Один из участников нашего мини-исследования считает, что если человек раньше никогда не ставил точки в переписке, а потом внезапно изменил своей привычке, то «пассивная агрессия налицо».
Чтобы собрать как можно больше мнений, «Изборник» опросил 152 человека от 10 до 50 лет. Один из участников нашего мини-исследования считает, что если человек раньше никогда не ставил точки в переписке, а потом внезапно изменил своей привычке, то «пассивная агрессия налицо».
Из переписки одного из авторов текста
«Не ставлю точки, потому что они делают речь серьёзной, как на работе», — написала ещё одна участница опроса. А по мнению другого респондента, «точка в конце значит, что человек обиделся».

Вот ещё несколько трактовок точки в конце сообщения, которые предложили участники нашего опроса (орфография и пунктуация оригинала сохранены):

Точка на конце значит, что человек не хочет общаться

Если вижу точку, то человек занят или я ему не нравлюсь.

Точка значит, что мнение человека неизменно.

В беседе с «Изборником» Светлана Друговейко-Должанская рассказала, что обычно не ставит точку в конце сообщения в интернет-переписке из-за возможного восприятия её текста как «грубого» и «агрессивного». При этом показателем «холодности» собеседника может быть не только наличие точки, но и отсутствие какого-либо знака: восклицательного или закрывающей скобки. Об этом эксперту однажды сказала её близкая подруга — тоже филолог — в ответ на сообщение «Ок» без знаков в конце.

Как правило, наличие точки не смущает эксперта, однако точка в конце обращения вместо восклицательного знака в электронной переписке её «раздражает»:

«Я воспринимаю это как нежелание проявить уважение. Когда ставят точку, а не вполне нормативный для этой ситуации восклицательный знак, который на самом деле никак не обращает на себя внимание, я понимаю, что люди делают это с какой-то определённой целью. И эту цель не всегда приятно считывать».

Когда точка стала что-то значить

Первое, что вспоминают, отвечая на этот вопрос, — устно-письменная речь. Мы уже упоминали этот термин в текстах о двух восклицательных знаках и лапслоке. Устно-письменным называют такой тип речи, при котором люди используют графические символы языка (буквы, иероглифы, знаки препинания и так далее), но записывают ими то, что могло бы быть устным диалогом. Примеры такой речи легко встретить в соцсетях и мессенджерах. Из недавнего «докомпьютерного» прошлого вспоминаются записки, которыми обменивались одноклассники во время уроков, а из древних времён — берестяные грамоты.

Специфика устно-письменной речи заключается в том, что графикой людям приходится замещать весь спектр невербальных средств общения, который они использовали бы при личном устном диалоге: интонации, различный темп речи, мимику, жесты. На помощь приходят
«Не ставлю точки, потому что они делают речь серьёзной, как на работе», — написала ещё одна участница опроса. А по мнению другого респондента, «точка в конце значит, что человек обиделся».

Вот ещё несколько трактовок точки в конце сообщения, которые предложили участники нашего опроса (орфография и пунктуация оригинала сохранены):

Точка на конце значит, что человек не хочет общаться

Если вижу точку, то человек занят или я ему не нравлюсь.

Точка значит, что мнение человека неизменно.

В беседе с «Изборником» Светлана Друговейко-Должанская рассказала, что обычно не ставит точку в конце сообщения в интернет-переписке из-за возможного восприятия её текста как «грубого» и «агрессивного». При этом показателем «холодности» собеседника может быть не только наличие точки, но и отсутствие какого-либо знака: восклицательного или закрывающей скобки. Об этом эксперту однажды сказала её близкая подруга — тоже филолог — в ответ на сообщение «Ок» без знаков в конце.

Как правило, наличие точки не смущает эксперта, однако точка в конце обращения вместо восклицательного знака в электронной переписке её «раздражает»:

«Я воспринимаю это как нежелание проявить уважение. Когда ставят точку, а не вполне нормативный для этой ситуации восклицательный знак, который на самом деле никак не обращает на себя внимание, я понимаю, что люди делают это с какой-то определённой целью. И эту цель не всегда приятно считывать».

Когда точка стала что-то значить

Первое, что вспоминают, отвечая на этот вопрос, — устно-письменная речь. Мы уже упоминали этот термин в текстах о двух восклицательных знаках и лапслоке. Устно-письменным называют такой тип речи, при котором люди используют графические символы языка (буквы, иероглифы, знаки препинания и так далее), но записывают ими то, что могло бы быть устным диалогом. Примеры такой речи легко встретить в соцсетях и мессенджерах. Из недавнего «докомпьютерного» прошлого вспоминаются записки, которыми обменивались одноклассники во время уроков, а из древних времён — берестяные грамоты.

Специфика устно-письменной речи заключается в том, что графикой людям приходится замещать весь спектр невербальных средств общения, который они использовали бы при личном устном диалоге: интонации, различный темп речи, мимику, жесты. На помощь приходят
  • 1
    регистр (можно КРИЧАТЬ, говорить спокойно или с иРоНиЕй),
  • 2
    фонетическая запись (согласитесь, чего и чаво — разные вещи),
  • 3
    эмодзи и их аналоги, составленные из знаков пунктуации (например, скобки, которые подростки называют «ногтями», или каомодзи — ¯\_(ツ)_/¯),
  • 4
    аббревиатуры (писать «как мне кажется» долго, поэтому достаточно «кмк»),
  • 5
    и, естественно, знаки препинания (как причудливые комбинации вроде «!!», «..» или «!?», так и их значимое отсутствие, позволяющее прочитать, например, фразу «я боюсь я боюсь я боюсь» быстро, с волнением и, возможно, даже на одном дыхании).
Согласно опросу «Изборника», при выборе пунктуации в переписке подростки и молодёжь до 20 лет реже опираются на правила (чаще — на эмоции и темп речи), в отличие от людей старше 21 года. Если в первой категории соответствующие ответы составили около 22 % от общего числа, то во второй — чуть больше 5 %. Респонденты в возрасте от 21 до 50 лет пользуются преимущественно либо всеми знаками препинания, либо всеми, кроме точек. Однако надо отметить, что участников из старшего поколения в нашем исследовании было относительно немного.

Больше половины респондентов (53 %) согласились с утверждением, что надо ставить точки внутри текста, но не в конце. На вопрос «Имеет ли точка для вас негативный смысл?» люди с 50 и до 26 в основном ответили «нет», а с 26 и младше — «только в конце текста». Кроме того, около 12 % опрошенных отметили, что есть определённые факторы, из-за которых они могут воспринимать точку как возможный негативный знак:
  • 1
    регистр (можно КРИЧАТЬ, говорить спокойно или с иРоНиЕй),
  • 2
    фонетическая запись (согласитесь, чего и чаво — разные вещи),
  • 3
    эмодзи и их аналоги, составленные из знаков пунктуации (например, скобки, которые подростки называют «ногтями», или каомодзи — ¯\_(ツ)_/¯),
  • 4
    аббревиатуры (писать «как мне кажется» долго, поэтому достаточно «кмк»),
  • 5
    и, естественно, знаки препинания (как причудливые комбинации вроде «!!», «..» или «!?», так и их значимое отсутствие, позволяющее прочитать, например, фразу «я боюсь я боюсь я боюсь» быстро, с волнением и, возможно, даже на одном дыхании).
Согласно опросу «Изборника», при выборе пунктуации в переписке подростки и молодёжь до 20 лет реже опираются на правила (чаще — на эмоции и темп речи), в отличие от людей старше 21 года. Если в первой категории соответствующие ответы составили около 22 % от общего числа, то во второй — чуть больше 5 %. Респонденты в возрасте от 21 до 50 лет пользуются преимущественно либо всеми знаками препинания, либо всеми, кроме точек. Однако надо отметить, что участников из старшего поколения в нашем исследовании было относительно немного.

Больше половины респондентов (53 %) согласились с утверждением, что надо ставить точки внутри текста, но не в конце. На вопрос «Имеет ли точка для вас негативный смысл?» люди с 50 и до 26 в основном ответили «нет», а с 26 и младше — «только в конце текста». Кроме того, около 12 % опрошенных отметили, что есть определённые факторы, из-за которых они могут воспринимать точку как возможный негативный знак:
  • стиль речи (если собеседник никогда не использовал точки, то их внезапное появление несёт смысловую нагрузку; если использовал всегда — точка не обращает на себя внимание),
  • контекст беседы,
  • вид сообщения (к примеру, если в короткой фразе использованы лапслок, то есть нижний регистр, и точка: «да.», «нет.», «всё нормально.»).
  • стиль речи (если собеседник никогда не использовал точки, то их внезапное появление несёт смысловую нагрузку; если использовал всегда — точка не обращает на себя внимание),
  • контекст беседы,
  • вид сообщения (к примеру, если в короткой фразе использованы лапслок, то есть нижний регистр, и точка: «да.», «нет.», «всё нормально.»).
При этом бóльшая часть респондентов младше 26 лет считают смайлики, конкурирующие с точкой, не только способом выразить эмоции, но и одновременно заменой этого знака, а старше — нет. Поэтому после смайликов старшие иногда могут ставить точки, в отличие от младших.

Если соединить логику устно-письменной речи и закон речевой экономии, который мы упоминали выше, получим следующее.
При этом бóльшая часть респондентов младше 26 лет считают смайлики, конкурирующие с точкой, не только способом выразить эмоции, но и одновременно заменой этого знака, а старше — нет. Поэтому после смайликов старшие иногда могут ставить точки, в отличие от младших.

Если соединить логику устно-письменной речи и закон речевой экономии, который мы упоминали выше, получим следующее.
  • 1
    Ставить точку в печатном тексте не всегда удобно, а даже если удобно, то всё равно требует дополнительных движений и расходует драгоценные доли секунд, которые лучше потратить на продуктивную коммуникацию.
  • 2
    С точкой не связана специфическая интонация, какая ассоциируется у нас, например, с вопросительным и восклицательным знаками. Если не поставить в конце знак препинания, мы, скорее всего, автоматически прочитаем предложение как повествовательное.
  • 3
    В неформальной переписке важнее содержание высказывания и то, чтобы собеседник всё правильно понял. Поэтому можно сосредоточиться на формулировках и средствах выражения экспрессии, а не на соблюдении пунктуационных норм.
  • 4
    Неформальная переписка — устно-письменная речь, поэтому средства выражения экспрессии там свои. Многие уже привыкли, что комбинация «!!» указывает на искренность, а зачёркнутый текст или уточнение в нескольких скобках сразу, как правило, ироничные «мысли вслух».
  • 5
    Когда многие опускают точку, чтобы экономить усилия и время, её отсутствие уже не выглядит ненормальным. А появление — особенно в сообщении малознакомого человека, чьи привычки коммуникации пока неизвестны, мимика не видна и интонации не слышны, — наводит на мысль о том, что и точка — средство выражения какой-то эмоции.
  • 1
    Ставить точку в печатном тексте не всегда удобно, а даже если удобно, то всё равно требует дополнительных движений и расходует драгоценные доли секунд, которые лучше потратить на продуктивную коммуникацию.
  • 2
    С точкой не связана специфическая интонация, какая ассоциируется у нас, например, с вопросительным и восклицательным знаками. Если не поставить в конце знак препинания, мы, скорее всего, автоматически прочитаем предложение как повествовательное.
  • 3
    В неформальной переписке важнее содержание высказывания и то, чтобы собеседник всё правильно понял. Поэтому можно сосредоточиться на формулировках и средствах выражения экспрессии, а не на соблюдении пунктуационных норм.
  • 4
    Неформальная переписка — устно-письменная речь, поэтому средства выражения экспрессии там свои. Многие уже привыкли, что комбинация «!!» указывает на искренность, а зачёркнутый текст или уточнение в нескольких скобках сразу, как правило, ироничные «мысли вслух».
  • 5
    Когда многие опускают точку, чтобы экономить усилия и время, её отсутствие уже не выглядит ненормальным. А появление — особенно в сообщении малознакомого человека, чьи привычки коммуникации пока неизвестны, мимика не видна и интонации не слышны, — наводит на мысль о том, что и точка — средство выражения какой-то эмоции.
Правда, есть ощущение, что многострадальный знак препинания что-то значил ещё задолго до эпохи интернета. Вспомните известную (а в последние годы ещё и ставшую мемом) присказку и точка. Что мы имеем в виду, когда её используем? Что всё сказали, что спорить бесполезно, что разговор закрыт. Согласитесь, Натали максимально безапелляционна, когда поёт: Я хочу от тебя сына, / И я хочу от тебя дочку — / И точка, и точка.

В конструкциях с «и точка» мы буквально называем знак препинания, который как бы ставим после своих слов. И именно этому знаку препинания мы присваиваем значение «тема закрыта, даже не пытайся спорить». Кстати, иногда «графическую» точку действительно используют с таким посылом: например, друг одного из авторов этого текста не ставит точку в конце сообщения никогда, кроме ситуаций твёрдого отказа что-то обсуждать или делать: «Нет.».

По словам Светланы Друговейко-Должанской, по своей пунктуационной функции точка — это и вправду знак абсолютного конца. Поэтому не вполне верно говорить, что она полностью нейтральна: «Недаром в русском языке так много фразеологических выражений со словом точка. Например, поставить точку значит “полностью завершить”, а дойти до точки — “дойти до крайности, предела”».

Эксперт так же, как и мы, вспоминает пример из песни:
Правда, есть ощущение, что многострадальный знак препинания что-то значил ещё задолго до эпохи интернета. Вспомните известную (а в последние годы ещё и ставшую мемом) присказку и точка. Что мы имеем в виду, когда её используем? Что всё сказали, что спорить бесполезно, что разговор закрыт. Согласитесь, Натали максимально безапелляционна, когда поёт: Я хочу от тебя сына, / И я хочу от тебя дочку — / И точка, и точка.

В конструкциях с «и точка» мы буквально называем знак препинания, который как бы ставим после своих слов. И именно этому знаку препинания мы присваиваем значение «тема закрыта, даже не пытайся спорить». Кстати, иногда «графическую» точку действительно используют с таким посылом: например, друг одного из авторов этого текста не ставит точку в конце сообщения никогда, кроме ситуаций твёрдого отказа что-то обсуждать или делать: «Нет.».

По словам Светланы Друговейко-Должанской, по своей пунктуационной функции точка — это и вправду знак абсолютного конца. Поэтому не вполне верно говорить, что она полностью нейтральна: «Недаром в русском языке так много фразеологических выражений со словом точка. Например, поставить точку значит “полностью завершить”, а дойти до точки — “дойти до крайности, предела”».

Эксперт так же, как и мы, вспоминает пример из песни:
«Этот знак символизирует окончание чего-либо. Когда я рассказываю о знаках препинания, то цитирую студентам припев из песни Ирины Дубцовой: “Я поставила бы точку, но опять запятая”. Певица имеет в виду, что она бы хотела завершить свою любовную историю, однако та неизменно продолжается».
«Этот знак символизирует окончание чего-либо. Когда я рассказываю о знаках препинания, то цитирую студентам припев из песни Ирины Дубцовой: “Я поставила бы точку, но опять запятая”. Певица имеет в виду, что она бы хотела завершить свою любовную историю, однако та неизменно продолжается».
Так что, по мнению эксперта, точку необязательно стоит считать именно «знаком агрессии». Человек может использовать её с целью завершить коммуникацию, если он, к примеру, плохо себя чувствует или считает, что обсуждать дальше нечего.

Откуда в точке негатив

Это всё, конечно, замечательно, но почему точка ассоциируется именно с чем-то плохим? Мы изучили академические и журналистские исследования о точке, прочитали не одну ожесточённую дискуссию в социальных сетях — и не увидели объяснения. И всё же у нас есть своя версия.

Если мы не ставим точку там, где она, согласно норме, должна быть, то мы нарушаем норму. Иногда осознанно, с конкретной целью: быстрее отправить сообщение, не задеть коллег, которые относятся к точке негативно, и так далее. Это «нарушение» может быть абсолютно законным для конкретной среды и ситуации (например, для общения в социальных сетях), но существовать в «литературном» контексте не сможет. То есть, например, в книге или официальном документе абзац без точки в конце сможет появиться либо в одном из разрешённых нормой случаев, либо как стилизация под переписку в мессенджере, либо как цитата с сохранением пунктуации оригинала.

Когда в среде, допускающей непостановку точки, точка вдруг появляется, мы видим соблюдение необязательной нормы. Человек делает то, чего спокойно может не делать и чего не делают другие. Может быть, он хочет обратить внимание на нашу «безграмотность»? Или показать, что хочет отличаться от нас? Или просто считает недопустимым делать что-то «неправильно», например пренебрегать точкой в конце предложения?

Выше мы уже отмечали, что, по словам одного из респондентов, точка в конце сообщения делает речь более «серьёзной». И эта серьёзность, как правило, ассоциируется с формальной средой, например работой. Подобную особенность точки подчеркнула и другая участница опроса:

В сообщениях точки ставлю именно ради строгости какой-то.

Нормативная пунктуация и в целом нормативное графическое оформление текста, как показывали наши предыдущие исследования, часто ассоциируется с официальной коммуникацией, деловой перепиской, документами. Наши респонденты отмечали, что «законный» один восклицательный знак ставят только в официальных сообщениях по работе или в каких-то письменных учебных текстах, в то время как комбинацию из двух восклицательных считают более живой, подходящей для «недежурной» коммуникации. Аналогично лапслок называют «более уютным» по сравнению с сохранением заглавной буквы в словах, где она требуется.

Официальный контекст, как правило, вызывает ощущение дистанцированности, сухости, холодности. Об этом, в частности, говорили лингвисты Александр Пиперски и Татьяна Крылова, когда рассуждали о негативных ассоциациях со словом «мать». Участники нашего опроса также отмечали, что считают название «мать» грубым, потому что это «слово из документов».

Светлана Друговейко-Должанская согласна с этим выводом и подчёркивает, что точка в конце предложения в неформальной переписке может ассоциироваться с некоторым «занудством»:
Так что, по мнению эксперта, точку необязательно стоит считать именно «знаком агрессии». Человек может использовать её с целью завершить коммуникацию, если он, к примеру, плохо себя чувствует или считает, что обсуждать дальше нечего.

Откуда в точке негатив

Это всё, конечно, замечательно, но почему точка ассоциируется именно с чем-то плохим? Мы изучили академические и журналистские исследования о точке, прочитали не одну ожесточённую дискуссию в социальных сетях — и не увидели объяснения. И всё же у нас есть своя версия.

Если мы не ставим точку там, где она, согласно норме, должна быть, то мы нарушаем норму. Иногда осознанно, с конкретной целью: быстрее отправить сообщение, не задеть коллег, которые относятся к точке негативно, и так далее. Это «нарушение» может быть абсолютно законным для конкретной среды и ситуации (например, для общения в социальных сетях), но существовать в «литературном» контексте не сможет. То есть, например, в книге или официальном документе абзац без точки в конце сможет появиться либо в одном из разрешённых нормой случаев, либо как стилизация под переписку в мессенджере, либо как цитата с сохранением пунктуации оригинала.

Когда в среде, допускающей непостановку точки, точка вдруг появляется, мы видим соблюдение необязательной нормы. Человек делает то, чего спокойно может не делать и чего не делают другие. Может быть, он хочет обратить внимание на нашу «безграмотность»? Или показать, что хочет отличаться от нас? Или просто считает недопустимым делать что-то «неправильно», например пренебрегать точкой в конце предложения?

Выше мы уже отмечали, что, по словам одного из респондентов, точка в конце сообщения делает речь более «серьёзной». И эта серьёзность, как правило, ассоциируется с формальной средой, например работой. Подобную особенность точки подчеркнула и другая участница опроса:

В сообщениях точки ставлю именно ради строгости какой-то.

Нормативная пунктуация и в целом нормативное графическое оформление текста, как показывали наши предыдущие исследования, часто ассоциируется с официальной коммуникацией, деловой перепиской, документами. Наши респонденты отмечали, что «законный» один восклицательный знак ставят только в официальных сообщениях по работе или в каких-то письменных учебных текстах, в то время как комбинацию из двух восклицательных считают более живой, подходящей для «недежурной» коммуникации. Аналогично лапслок называют «более уютным» по сравнению с сохранением заглавной буквы в словах, где она требуется.

Официальный контекст, как правило, вызывает ощущение дистанцированности, сухости, холодности. Об этом, в частности, говорили лингвисты Александр Пиперски и Татьяна Крылова, когда рассуждали о негативных ассоциациях со словом «мать». Участники нашего опроса также отмечали, что считают название «мать» грубым, потому что это «слово из документов».

Светлана Друговейко-Должанская согласна с этим выводом и подчёркивает, что точка в конце предложения в неформальной переписке может ассоциироваться с некоторым «занудством»:
«Многим известно, что ставить точку в конце предложения в онлайн-переписке почти неприлично. И если человек упорно продолжает это делать, то он может показаться занудой, который настаивает на точном соблюдении всех норм и правил».
«Многим известно, что ставить точку в конце предложения в онлайн-переписке почти неприлично. И если человек упорно продолжает это делать, то он может показаться занудой, который настаивает на точном соблюдении всех норм и правил».
На примере пунктуации в личной интернет-переписке мы отчасти можем наблюдать, как появляются нормы правописания: они стихийно складываются в практике письменной речи и постепенно становятся нормативными требованиями для всех, кто «вступает в игру».

Орфография и пунктуация — в отличие от фонетики или грамматики — во многом общественный договор: мы решили, что будем писать так, а не иначе.

Благодаря длительной письменной традиции сформировалась система правописания в русском языке, её обобщили и зафиксировали в сборниках правил. Сейчас такой, правда неписаный, свод правил как будто бы складывается для новых форм и сфер письменной коммуникации. С одной стороны, многие люди, когда общаются в социальных сетях и мессенджерах, не хотят следовать литературным нормам, а с другой — ожидают друг от друга следования правилам, которые уместны в этой среде.
На примере пунктуации в личной интернет-переписке мы отчасти можем наблюдать, как появляются нормы правописания: они стихийно складываются в практике письменной речи и постепенно становятся нормативными требованиями для всех, кто «вступает в игру».

Орфография и пунктуация — в отличие от фонетики или грамматики — во многом общественный договор: мы решили, что будем писать так, а не иначе.

Благодаря длительной письменной традиции сформировалась система правописания в русском языке, её обобщили и зафиксировали в сборниках правил. Сейчас такой, правда неписаный, свод правил как будто бы складывается для новых форм и сфер письменной коммуникации. С одной стороны, многие люди, когда общаются в социальных сетях и мессенджерах, не хотят следовать литературным нормам, а с другой — ожидают друг от друга следования правилам, которые уместны в этой среде.
Не кажется ли теперь логичным, что нормативная, необязательная, но при этом настырно появляющаяся в чьих-то сообщениях точка вдруг начинает восприниматься как признак плохого настроения, нежелания общаться и так далее? А если её внезапно использовал человек, который никогда не ставит её в конце сообщения? Вполне возможно, что он хочет дистанцироваться, завершить беседу или хотя бы переключиться на другую тему. Или, может быть, чувствует себя недостаточно свободно и комфортно, чтобы общаться как прежде.

Вариантов, безусловно, много. И чем лучше мы узнаём человека, тем больше мы привыкаем к его манере общаться (в том числе в условиях устно-письменной речи), тем правильнее распознаём вербальные и невербальные сигналы. Но и первоначальную неловкость при виде точки в сообщении объяснить можно. И даже не повышенной чувствительностью зумеров :)
Не кажется ли теперь логичным, что нормативная, необязательная, но при этом настырно появляющаяся в чьих-то сообщениях точка вдруг начинает восприниматься как признак плохого настроения, нежелания общаться и так далее? А если её внезапно использовал человек, который никогда не ставит её в конце сообщения? Вполне возможно, что он хочет дистанцироваться, завершить беседу или хотя бы переключиться на другую тему. Или, может быть, чувствует себя недостаточно свободно и комфортно, чтобы общаться как прежде.

Вариантов, безусловно, много. И чем лучше мы узнаём человека, тем больше мы привыкаем к его манере общаться (в том числе в условиях устно-письменной речи), тем правильнее распознаём вербальные и невербальные сигналы. Но и первоначальную неловкость при виде точки в сообщении объяснить можно. И даже не повышенной чувствительностью зумеров :)