#теория
#интересное
#лайфхаки
#мнения
#истории
#подкасты
#спецпроекты
Поля Колосова
19.06.2023
«Лапслок для тех, у кого лапки?» Зачем в интернете пишут предложения с маленькой буквы
Всё чаще в интернете можно встретить сообщения, посты в социальных сетях и даже целые литературные произведения, написанные лапслоком, — без заглавных букв. Принимают это далеко не все.

«Изборник» проанализировал комментарии на форумах и спросил у пользователей, как они оформляют тексты в Сети. А также узнал у кандидата филологических наук, доцента кафедры медиалингвистики СПбГУ Виктории Васильевой, почему отсутствие заглавных букв одни любят, а другие воспринимают в штыки.

Примечание. Мы не призываем отказаться от заглавных букв и не порицаем лапслок как явление. Графическое оформление собственной речи в интернете вне ситуации официального общения — личный выбор каждого.

Что такое лапслок

Стиль оформления текстов без заглавных букв называют лапслоком. Слово произошло от русифицированного сращения компьютерных терминов lower case и capitals lock. Буквально — закрепление заглавных букв в нижнем регистре.

Как появились заглавные и строчные буквы

До нашей эры о строчных знаках вообще никто не слышал. О заглавных, впрочем, тоже. Древние греки писали тексты одинаковыми крупными буквами — маюскулом, от латинского maiusculus, несколько больший. Слова и целые предложения при этом никак не отделялись друг от друга.
Всё чаще в интернете можно встретить сообщения, посты в социальных сетях и даже целые литературные произведения, написанные лапслоком, — без заглавных букв. Принимают это далеко не все.

«Изборник» проанализировал комментарии на форумах и спросил у пользователей, как они оформляют тексты в Сети. А также узнал у кандидата филологических наук, доцента кафедры медиалингвистики СПбГУ Виктории Васильевой, почему отсутствие заглавных букв одни любят, а другие воспринимают в штыки.

Примечание. Мы не призываем отказаться от заглавных букв и не порицаем лапслок как явление. Графическое оформление собственной речи в интернете вне ситуации официального общения — личный выбор каждого.

Что такое лапслок

Стиль оформления текстов без заглавных букв называют лапслоком. Слово произошло от русифицированного сращения компьютерных терминов lower case и capitals lock. Буквально — закрепление заглавных букв в нижнем регистре.

Как появились заглавные и строчные буквы

До нашей эры о строчных знаках вообще никто не слышал. О заглавных, впрочем, тоже. Древние греки писали тексты одинаковыми крупными буквами — маюскулом, от латинского maiusculus, несколько больший. Слова и целые предложения при этом никак не отделялись друг от друга.
Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф». Режиссер Эндрю Адамсон. 2005 год. © The Walt Disney Company Walden Media
Надпись, сделанная древнегреческим маюскулом на основании статуи коры Фрасиклеи. Источник: «Древнегреческий язык язык ₪ ΑΡΧΑΙΑ ΕΛΛΗΝΙΚΗ ΓΛΩΣΣΑ»
В III веке наряду с маюскулом распространился минускул, от латинского minusculus, маленький. В минускуле все буквы тоже были одинаковыми, только маленькими. Писать так было дешевле и быстрее.
В III веке наряду с маюскулом распространился минускул, от латинского minusculus, маленький. В минускуле все буквы тоже были одинаковыми, только маленькими. Писать так было дешевле и быстрее.
Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф». Режиссер Эндрю Адамсон. 2005 год. © The Walt Disney Company Walden Media
Греческая рукопись Нового Завета, написанная минускульным письмом на бумаге в XII веке. Источник: Каталог манускриптов Британской библиотеки
Под влиянием нового написания древнегреческий маюскул несколько изменился. Буквы округлились, ушли острые углы и ломаные линии, оформились выносные элементы. Так появился греческий унциал.

Именно он в IX—XI вв.еках стал образцом для кирилловского устава — древнейшей формы кириллицы. В уставе знаки были квадратными и одинаковыми по размеру и шли сплошным текстом. Пробелов по аналогии с унциалом не ставили. Выделяли только буквицу — крупную красивую букву в начале главы или раздела.
Под влиянием нового написания древнегреческий маюскул несколько изменился. Буквы округлились, ушли острые углы и ломаные линии, оформились выносные элементы. Так появился греческий унциал.

Именно он в IX—XI вв.еках стал образцом для кирилловского устава — древнейшей формы кириллицы. В уставе знаки были квадратными и одинаковыми по размеру и шли сплошным текстом. Пробелов по аналогии с унциалом не ставили. Выделяли только буквицу — крупную красивую букву в начале главы или раздела.
Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф». Режиссер Эндрю Адамсон. 2005 год. © The Walt Disney Company Walden Media
Юрьевское Евангелие, написанное в XII веке кирилловским уставом. Начало текста оформлено буквицей. Источник: Государственный исторический музей
Во второй половине XIV века на смену уставу пришёл полуустав. Буквы стали меньше и круглее и всё ещё составляли объёмное полотно без каких-либо разделений.
Во второй половине XIV века на смену уставу пришёл полуустав. Буквы стали меньше и круглее и всё ещё составляли объёмное полотно без каких-либо разделений.
Лаврентьевская летопись, созданная в 1377 году. Образец раннего полуустава. Источник: Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина
Окно в привычное нам оформление прорубил в 1708 году Пётр I. Он упразднил полуустав и ввёл гражданский шрифт. Знаки упростили и приблизили к европейским, где опирались не на древнегреческое написание, а на древнеримское. Только тогда в русском языке появились как таковые строчные и заглавные буквы.
Окно в привычное нам оформление прорубил в 1708 году Пётр I. Он упразднил полуустав и ввёл гражданский шрифт. Знаки упростили и приблизили к европейским, где опирались не на древнегреческое написание, а на древнеримское. Только тогда в русском языке появились как таковые строчные и заглавные буквы.
«Геометриа славенски землемерие» — первая книга в России, набранная гражданским шрифтом. Источник: Национальная электронная библиотека
«Геометриа славенски землемерие» — первая книга в России, набранная гражданским шрифтом. Источник: Национальная электронная библиотека
Долгое время использование разного регистра никак не кодифицировалось. Нормы сформулировали только в конце XIX века. Сегодня почти в том же виде их изучают в школе на уроках русского языка.

В общем виде правила можно упростить до двух истин. Заглавная буква употребляется на письме, чтобы:
Долгое время использование разного регистра никак не кодифицировалось. Нормы сформулировали только в конце XIX века. Сегодня почти в том же виде их изучают в школе на уроках русского языка.

В общем виде правила можно упростить до двух истин. Заглавная буква употребляется на письме, чтобы:
  • обозначить начало нового предложения.
    Хозяин и его приближенные сидели в углу, выпивая стакан за стаканом и любуясь веселостию молодежи. Старушки играли в карты. «Дубровский», А. С. Пушкин;
  • выделить отдельные слова независимо от строения текста.
    Жизнь обитателей Покровского была однообразна. Кирила Петрович ежедневно выезжал на охоту; чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну — особенно музыкальные уроки. «Дубровский», А. С. Пушкин.
  • обозначить начало нового предложения.
    Хозяин и его приближенные сидели в углу, выпивая стакан за стаканом и любуясь веселостию молодежи. Старушки играли в карты. «Дубровский», А. С. Пушкин;
  • выделить отдельные слова независимо от строения текста.
    Жизнь обитателей Покровского была однообразна. Кирила Петрович ежедневно выезжал на охоту; чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну — особенно музыкальные уроки. «Дубровский», А. С. Пушкин.
Во всех остальных случаях следует писать строчную букву. Однако за границами учебников эти истины зачастую условны.

Первую «брешь» в нормативном графическом оформлении пробили в XX веке поэты-авангардисты. Они намеренно разрушали каноны и искали новые приёмы — оформляли стихи лесенкой, чередовали разные шрифты и регистры, отказывались от заглавных букв в начале строк и на обложках книг.
Во всех остальных случаях следует писать строчную букву. Однако за границами учебников эти истины зачастую условны.

Первую «брешь» в нормативном графическом оформлении пробили в XX веке поэты-авангардисты. Они намеренно разрушали каноны и искали новые приёмы — оформляли стихи лесенкой, чередовали разные шрифты и регистры, отказывались от заглавных букв в начале строк и на обложках книг.
Обложка сборника «От Рюрика Рока чтения: Ничевока Поэма» Рюрика Рока. Источник: Аукционный дом «Литфонд»
Обложка сборника «От Рюрика Рока чтения: Ничевока Поэма» Рюрика Рока. Источник: Аукционный дом «Литфонд»
Страницы первого издания трагедии «Владимир Маяковский», 1914 год. Книгу Маяковский напечатал в типично футуристическом стиле — с вольным использованием шрифтов, прописных и строчных букв. Источник: Государственная публичная историческая библиотека России
Страницы первого издания трагедии «Владимир Маяковский», 1914 год. Книгу Маяковский напечатал в типично футуристическом стилес вольным использованием шрифтов, прописных и строчных букв. Источник: Государственная публичная историческая библиотека России
Со временем экспериментальные отклонения потонули в советском стандарте. До начала перестройки они существовали только в самиздате — неофициальной подпольной литературе.

Во второй половине XX века уже авторы-постмодернисты начали играть с формой текста, его графическим и художественным оформлением. Появлялись как отдельные прозаические фрагменты, выделенные нижним регистром, так и целые стихотворные произведения, написанные лапслоком. Однако о полноценных романах без заглавных букв речи пока не шло.
Со временем экспериментальные отклонения потонули в советском стандарте. До начала перестройки они существовали только в самиздате — неофициальной подпольной литературе.

Во второй половине XX века уже авторы-постмодернисты начали играть с формой текста, его графическим и художественным оформлением. Появлялись как отдельные прозаические фрагменты, выделенные нижним регистром, так и целые стихотворные произведения, написанные лапслоком. Однако о полноценных романах без заглавных букв речи пока не шло.
На рубеже столетий условия взаимодействия в интернете создали новую, «промежуточную» форму речи — устно-письменную. Несмотря на то что реплики коммуникантов в Сети «пишутся», то есть фиксируются графически, общение во многом напоминает расшифровку устной речи. Лингвисты выделяют несколько характерных черт, которые указывают на это:
На рубеже столетий условия взаимодействия в интернете создали новую, «промежуточную» форму речи — устно-письменную. Несмотря на то что реплики коммуникантов в Сети «пишутся», то есть фиксируются графически, общение во многом напоминает расшифровку устной речи. Лингвисты выделяют несколько характерных черт, которые указывают на это:
  • Использование регистра, чтобы обозначить интонацию, громкость и смысловые акценты в речи.
    Написанное капслоком скорее воспринимается как крик: ОЛЕГ, ГДЕ ОТЧЁТ? Слово или часть слова, оформленные разреженным шрифтом или с изменением регистра — как акцентное выделение голосом: это НЕлогично; это н е л о г и ч н о; я уСтАл. Интонацию передаёт «эмоциональная» пунктуация: красота!!!!!; ну такое…
  • Фонетическая запись, которая передаёт особенности произношения.
    Зачастую это проявляется в намеренном искажении графического облика слова: дэвушка (девушка), чаво (чего), скока (сколько); большом количестве повторяющихся букв: уррррра!
  • Смайлики и скобки как аналог мимики и жестов.
    Эмоции в интернет-коммуникации могут заменяться простыми символами: здорово)); мне не нравится :/ Чтобы изобразить эмоции более точно, используют стикеры, эмодзи и каомодзи — японские смайлики: ¯\_(ツ)_/¯, (づ ̄ ³ ̄)づ.
  • Разговорность словообразования.
    Часто встречаются уменьшительно-ласкательные формы, авторские неологизмы, нарочно искажённые слова: от глупышей и сильных котёночков до масиков, тюбиков и чечиков (так в интернете называют разные типы молодых людей. «Масик» — партнер, на которого можно положиться, «тюбик» — ненадёжный, «чечик» — нейтральный персонаж. Прим. «Изборника»).
  • Аббревиатуры, сокращения и быстрые реакции как средства, позволяющие экономить усилия и увеличивать скорость набора.
    Общение в Сети динамично, поэтому там, где можно сэкономить время, пользователи его экономят: отвечают короткой аббревиатурой спс вместо слова спасибо и маркируют сообщение пальцем вверх, а не фразой хорошо, понял. Это — лишь краткий список приёмов.
  • Использование регистра, чтобы обозначить интонацию, громкость и смысловые акценты в речи.
    Написанное капслоком скорее воспринимается как крик: ОЛЕГ, ГДЕ ОТЧЁТ? Слово или часть слова, оформленные разреженным шрифтом или с изменением регистра — как акцентное выделение голосом: это НЕлогично; это н е л о г и ч н о; я уСтАл. Интонацию передаёт «эмоциональная» пунктуация: красота!!!!!; ну такое…
  • Фонетическая запись, которая передаёт особенности произношения.
    Зачастую это проявляется в намеренном искажении графического облика слова: дэвушка (девушка), чаво (чего), скока (сколько); большом количестве повторяющихся букв: уррррра!
  • Смайлики и скобки как аналог мимики и жестов.
    Эмоции в интернет-коммуникации могут заменяться простыми символами: здорово)); мне не нравится :/ Чтобы изобразить эмоции более точно, используют стикеры, эмодзи и каомодзи — японские смайлики: ¯\_(ツ)_/¯, (づ ̄ ³ ̄)づ.
  • Разговорность словообразования.
    Часто встречаются уменьшительно-ласкательные формы, авторские неологизмы, нарочно искажённые слова: от глупышей и сильных котёночков до масиков, тюбиков и чечиков (так в интернете называют разные типы молодых людей. «Масик» — партнер, на которого можно положиться, «тюбик» — ненадёжный, «чечик» — нейтральный персонаж.Прим. «Изборника»).
  • Аббревиатуры, сокращения и быстрые реакции как средства, позволяющие экономить усилия и увеличивать скорость набора.
    Общение в Сети динамично, поэтому там, где можно сэкономить время, пользователи его экономят: отвечают короткой аббревиатурой спс вместо слова спасибо и маркируют сообщение пальцем вверх, а не фразой хорошо, понял. Это — лишь краткий список приёмов.
Лапслок — прямой наследник и экспериментов аванграда, и постмодернизма, и устно-письменной специфики.

Как распространялся русскоязычный лапслок

В начале 2000-х лапслок из экспериментальных сборников перебрался в блоги и форумные ролевые игры, а вскоре вышел в люди и в массовой печатной прозе.
Лапслок — прямой наследник и экспериментов аванграда, и постмодернизма, и устно-письменной специфики.

Как распространялся русскоязычный лапслок

В начале 2000-х лапслок из экспериментальных сборников перебрался в блоги и форумные ролевые игры, а вскоре вышел в люди и в массовой печатной прозе.
Форумные ролевые игры — поджанр ролевых игр. В них участники описывают действия, мысли и фразы своих персонажей в постах и сообщениях.
Уже тогда издательства выпускали книги Дениса Осокина, в которых не было ни одной заглавной буквы. По словам писателя, графическое оформление он упростил, чтобы убрать из текста суету.
Уже тогда издательства выпускали книги Дениса Осокина, в которых не было ни одной заглавной буквы. По словам писателя, графическое оформление он упростил, чтобы убрать из текста суету.
Фрагмент книги Дениса Осокина «Небесные жены луговых мари». Источник: книжный интернет-магазин «Лабиринт»
Фрагмент книги Дениса Осокина «Небесные жены луговых мари». Источник: книжный интернет-магазин «Лабиринт»
В 2003 году поэт Владислав Кунгуров опубликовал на литературном портале несколько четверостиший без рифмы и знаков препинания, написанные лапслоком. Первое из них звучало так:

когда играют кастаньеты

когда звучит пожарный гонг

идут по улице солдаты

их ружья тёплые как соль

Новый стихотворный жанр полюбился и читателям, и авторам. Короткие броские стишки окрестили «пирожками» — по названию цикла, большую часть которого Кунгуров посвятил еде. Поэт не объяснял, почему оставил в произведениях только строчные буквы. По мнению филологов, такой ход позволил пирожкам имитировать устную речь.

В 2015 году в книге «Дневник для друзей» от заглавных букв отказалась Нуне Баргесян, а в 2018-м, в сборнике «Очень простое открытие», — Владимир Гуриев. Материалы для обеих книг авторы сначала публиковали в блогах. Баргесян — в постах в «Живом в журнале», где она писала строчными буквами в качестве протеста против условностей, в духе авангардистов XX века. Гуриев — в Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в России), где он использовал только строчные буквы, чтобы снизить эмоциональную интенсивность текста.
В 2003 году поэт Владислав Кунгуров опубликовал на литературном портале несколько четверостиший без рифмы и знаков препинания, написанные лапслоком. Первое из них звучало так:

когда играют кастаньеты

когда звучит пожарный гонг

идут по улице солдаты

их ружья тёплые как соль

Новый стихотворный жанр полюбился и читателям, и авторам. Короткие броские стишки окрестили «пирожками» — по названию цикла, большую часть которого Кунгуров посвятил еде. Поэт не объяснял, почему оставил в произведениях только строчные буквы. По мнению филологов, такой ход позволил пирожкам имитировать устную речь.

В 2015 году в книге «Дневник для друзей» от заглавных букв отказалась Нуне Баргесян, а в 2018-м, в сборнике «Очень простое открытие», — Владимир Гуриев. Материалы для обеих книг авторы сначала публиковали в блогах. Баргесян — в постах в «Живом в журнале», где она писала строчными буквами в качестве протеста против условностей, в духе авангардистов XX века. Гуриев — в Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в России), где он использовал только строчные буквы, чтобы снизить эмоциональную интенсивность текста.
Здесь — страница из книги «Дневник для друзей» Нуне Баргесян. Источник: «Лабиринт»
Здесь — страница из книги «Дневник для друзей» Нуне Баргесян. Источник: «Лабиринт»
А тут — из сборника «Очень простое открытие» Владимира Гуриева. Источник: «Лабиринт»
А тут — из сборника «Очень простое открытие» Владимира Гуриева. Источник: «Лабиринт»
Во второй половине 2010-х лапслок пробрался в фанатскую литературу, где постепенно стал набирать обороты. За 14 лет на сайте одного из самых крупных сообществ любительских произведений «Книга Фанфиков» опубликовали более 20000 работ с соответствующим тегом.

Причины использовать лапслок фикрайтеры объясняли так:
Во второй половине 2010-х лапслок пробрался в фанатскую литературу, где постепенно стал набирать обороты. За 14 лет на сайте одного из самых крупных сообществ любительских произведений «Книга Фанфиков» опубликовали более 20000 работ с соответствующим тегом.

Причины использовать лапслок фикрайтеры объясняли так:
  • Лапслок имитирует манеру графического оформления записок, писем, сообщений в чатах.
    С его помощью можно обозначить в тексте фрагменты другого текста.

    Телефон в кармане вибрирует. Пришло новое сообщение.

    — привет, всё в силе?
  • Можно нарочно уменьшить значимость какой-либо фразы, если написать что-то с маленькой буквы в нормативно оформленном тексте.
    Малфой обвёл взглядом поле с обнимающимися слизеринцами. Победа.

    не важно, какой ценой.

    Он победил.
  • Лапслок хорошо смотрится в маленьких текстах без сюжетной составляющей. Например, в драбблах — коротких произведениях, где зачастую нет традиционных композиционных элементов. Строчные буквы помогут показать сумбурность, смешанность ощущений героя, будут торопить читателя и заставлять гнаться за мыслью персонажа.
    помоги мне, боже. укажи тот путь, ту тропу, ту дорогу. укажи, куда идти и чего я должна хотеть. научи меня правильно жить, строить навечно и рубить все связи непрочные точно одним взмахом руки. (.Леон. «Знак»).
  • Лапслок имитирует манеру графического оформления записок, писем, сообщений в чатах.
    С его помощью можно обозначить в тексте фрагменты другого текста.

    Телефон в кармане вибрирует. Пришло новое сообщение.

    — привет, всё в силе?
  • Можно нарочно уменьшить значимость какой-либо фразы, если написать что-то с маленькой буквы в нормативно оформленном тексте.
    Малфой обвёл взглядом поле с обнимающимися слизеринцами. Победа.

    не важно, какой ценой.

    Он победил.
  • Лапслок хорошо смотрится в маленьких текстах без сюжетной составляющей. Например, в драбблах —коротких произведениях, где зачастую нет традиционных композиционных элементов. Строчные буквы помогут показать сумбурность, смешанность ощущений героя, будут торопить читателя и заставлять гнаться за мыслью персонажа.
    помоги мне, боже. укажи тот путь, ту тропу, ту дорогу. укажи, куда идти и чего я должна хотеть. научи меня правильно жить, строить навечно и рубить все связи непрочные точно одним взмахом руки. (.Леон. «Знак»).
Через фанатскую литературу о лапслоске узнавало всё больше и больше пользователей. Принимать новое явление, однако, соглашались далеко не все читатели.
Через фанатскую литературу о лапслоске узнавало всё больше и больше пользователей. Принимать новое явление, однако, соглашались далеко не все читатели.
ВК
Одни напоминали, что лапслок — лишь стиль оформления, эксперимент с формой подачи и способ игры с восприятием, знаковый для эпохи метамодерна. Другие обвиняли любителей строчных букв в орфографических девиациях, желании покрасоваться и оскорбить читателя.
Одни напоминали, что лапслок — лишь стиль оформления, эксперимент с формой подачи и способ игры с восприятием, знаковый для эпохи метамодерна. Другие обвиняли любителей строчных букв в орфографических девиациях, желании покрасоваться и оскорбить читателя.
ВК Лапслок
Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф». Режиссер Эндрю Адамсон. 2005 год. © The Walt Disney Company Walden Media
Наиболее радикальные защитники языка предлагали тем, кто выступает против самих основ грамматики, заодно отказаться и от всех знаков препинания.
Наиболее радикальные защитники языка предлагали тем, кто выступает против самих основ грамматики, заодно отказаться и от всех знаков препинания.
Лапслок
А тех, кто оправдывал лапслок, обвиняли в потакании безграмотности.
А тех, кто оправдывал лапслок, обвиняли в потакании безграмотности.
Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф». Режиссер Эндрю Адамсон. 2005 год. © The Walt Disney Company Walden Media
Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф». Режиссер Эндрю Адамсон. 2005 год. © The Walt Disney Company Walden Media
Охранять чистоту русского языка пытались, пожалуй, всегда. В телеграм-канале «Изборника» мы предлагаем подписчикам пройти распределение в команду защитников. А ещё каждый день рассказываем интересное о русском языке и лингвистике.


Зачем в интернете используют лапслок

В 2020-х лапслоком, который ещё двадцать лет назад считался исключительно вольностью писателей и поэтов, уже никого не удивишь: «девиация» превратилась во вполне бытовое явление. Отсутствие заглавных букв теперь можно встретить не только в отдельных стихах, блогах и книгах, но и во всех интернет-текстах.
Зачем в интернете используют лапслок

В 2020-х лапслоком, который ещё двадцать лет назад считался исключительно вольностью писателей и поэтов, уже никого не удивишь: «девиация» превратилась во вполне бытовое явление. Отсутствие заглавных букв теперь можно встретить не только в отдельных стихах, блогах и книгах, но и во всех интернет-текстах.
Мем, который мы публиковали в нашем телеграм-канале в анонсе текста об особенностях петербургской речи
Мем, который мы публиковали в нашем телеграм-канале в анонсе текста об особенностях петербургской речи
Логотип «Билайна», который компания приняла осенью 2021 года. Лапслок, да и только
Логотип «Билайна», который компания приняла осенью 2021 года. Лапслок, да и только
Особое место лапслок занимает в личных переписках. Согласно результатам опроса, который «Изборник» провёл среди пользователей интернета, 80% респондентов так или иначе используют его в неформальном общении.
Особое место лапслок занимает в личных переписках. Согласно результатам опроса, который «Изборник» провёл среди пользователей интернета, 80% респондентов так или иначе используют его в неформальном общении.
Лапслок статистика
Однако, несмотря на массовость явления, единого отношения к лапслоку все ещё нет. Отсутствует и единое понимание, какой смысл вкладывать в строчные буквы и как их воспринимать.

Одни пользователи, как и первые лапслок-авторы, с помощью строчных букв убирают из текстов суету и повышают градус неформальности. Такие переписки ощущаются для респондентов задушевными, уютными, спокойными, нежными, негромкими и доверительными.

«Мне кажется, лапслок добавляет спокойной интонации сообщениям, они становятся тише», — пишет наша респондентка Арина. Другая участница опроса, Анастасия, считает, что строчные буквы превращают обычное сообщение во что-то родное и «софтовое» (разговорное, от английского soft — «мягкий». Употребляется в значении «приятно», «нежно», «мило», «уютно».  — Прим. «Изборника»).

Заглавные буквы, напротив, вызывают у сторонников лапслока чувство официоза и лишней серьёзности.

По этой же причине от заглавных букв в рабочих текстах отказываются дизайнеры, маркетологи и SMM-специалисты. Так они показывают аудитории, что говорят с ней без официоза на одном динамичном языке.

Наша респондентка Алина создаёт контент для кафе и ресторанов и ведёт личный блог. Алина пишет: «Не использую заглавные буквы в шапке блога и в постах, иногда — когда создаю уникальное торговое предложение и посты для других аккаунтов. Если бренд простой и дружелюбный, то, скорее, буду писать именно строчными буквами. Если подразумевается серьёзность и статусность, то, скорее, с заглавной».

Иногда дело в субъективном восприятии красоты. Для некоторых пользователей строчные буквы выглядят приятнее, чем заглавные. Респондентке Майе лапслок кажется уютным и аккуратным: «Мне нравится, что все буквы одинакового размера и ничто не выбивается».

Другим респондентам заглавные буквы просто кажутся лишними в условиях интернет-коммуникации. По мнению студентки-филолога Ирины, заглавная буква будто бы обязывает писать предложение как положено, со всеми знаками препинания. Однако в неформальных сообщениях многие требования грамматического и синтаксического оформления не соблюдаются. Отсутствие заглавной буквы задаёт правила игры и становится маркером того, что текст будет написан без соблюдения формальностей.

Респондентка Юлия считает, что в сообщениях большая буква утратила основную функцию — визуально разделять предложения: «Я часто пишу каждое предложение в чатах как новое сообщение, и заглавная буква будто становится не нужна».

В некоторых случаях лапслок — маркер особенной ситуации.
Магистрант-математик Степан с помощью лапслока показывает собеседнику, что происходит что-то необычное: «Если нужно пошутить или выразить личное отношение, то с маленькой, это сигнал, что тут что-то неординарное».
Однако, несмотря на массовость явления, единого отношения к лапслоку все ещё нет. Отсутствует и единое понимание, какой смысл вкладывать в строчные буквы и как их воспринимать.

Одни пользователи, как и первые лапслок-авторы, с помощью строчных букв убирают из текстов суету и повышают градус неформальности. Такие переписки ощущаются для респондентов задушевными, уютными, спокойными, нежными, негромкими и доверительными.

«Мне кажется, лапслок добавляет спокойной интонации сообщениям, они становятся тише», — пишет наша респондентка Арина. Другая участница опроса, Анастасия, считает, что строчные буквы превращают обычное сообщение во что-то родное и «софтовое» (разговорное, от английского soft — «мягкий». Употребляется в значении «приятно», «нежно», «мило», «уютно».— Прим. «Изборника»).

Заглавные буквы, напротив, вызывают у сторонников лапслока чувство официоза и лишней серьёзности.

По этой же причине от заглавных букв в рабочих текстах отказываются дизайнеры, маркетологи и SMM-специалисты. Так они показывают аудитории, что говорят с ней без официоза на одном динамичном языке.

Наша респондентка Алина создаёт контент для кафе и ресторанов и ведёт личный блог. Алина пишет: «Не использую заглавные буквы в шапке блога и в постах, иногда — когда создаю уникальное торговое предложение и посты для других аккаунтов. Если бренд простой и дружелюбный, то, скорее, буду писать именно строчными буквами. Если подразумевается серьёзность и статусность, то, скорее, с заглавной».

Иногда дело в субъективном восприятии красоты. Для некоторых пользователей строчные буквы выглядят приятнее, чем заглавные. Респондентке Майе лапслок кажется уютным и аккуратным: «Мне нравится, что все буквы одинакового размера и ничто не выбивается».

Другим респондентам заглавные буквы просто кажутся лишними в условиях интернет-коммуникации. По мнению студентки-филолога Ирины, заглавная буква будто бы обязывает писать предложение как положено, со всеми знаками препинания. Однако в неформальных сообщениях многие требования грамматического и синтаксического оформления не соблюдаются. Отсутствие заглавной буквы задаёт правила игры и становится маркером того, что текст будет написан без соблюдения формальностей.

Респондентка Юлия считает, что в сообщениях большая буква утратила основную функцию — визуально разделять предложения: «Я часто пишу каждое предложение в чатах как новое сообщение, и заглавная буква будто становится не нужна».

В некоторых случаях лапслок — маркер особенной ситуации.
Магистрант-математик Степан с помощью лапслока показывает собеседнику, что происходит что-то необычное: «Если нужно пошутить или выразить личное отношение, то с маленькой, это сигнал, что тут что-то неординарное».
Виктория Васильева
кандидат филологических наук, доцент кафедры медиалингвистики СПбГУ
Я пишу лапслоком, когда сержусь. Эту «тихую злость» распознают только мои друзья, которые знают, что обычно я пишу с заглавными буквами, а порой, как многие, и капслоком акцентирую внимание на чём-нибудь. Лапслок — как принижение предмета речи. Не собеседника, а того, о чём говорим: не хочу даже лишние кнопки нажимать!

Необычное речевое поведение свидетельствует: внимание! я что-то особенное имею в виду! А уж что именно он или она имеет в виду, люди, живущие в одном дискурсе, догадаются. А те, кто из «другой тусовки», подумают самое разное.

Любой выход за рамки общих правил заметен, но не каждое такое событие воспринимается как значимое. Написанное смеятся или девчёнки может быть значимым для того, кто орфографически грамотен. Для другого останется незамеченным.
Но гораздо чаще лапслок — лишь результат экономии мышечных усилий и оптимизация деятельности. Большинство компьютеров настроены так, что при вводе текста заглавная буква не ставится автоматически. Чтобы изменить регистр, нужно нажать не одну клавишу, а две. Мобильные же устройства, напротив, начинают каждое новое предложение с заглавной.

Поэтому для многих писать лапслоком по крайней мере с компьютера — быстро и удобно. Наш респондент Александр признаётся: «Сначала было лень нажимать клавиши shift и caps lock, потом уже просто привык». Другой опрошенный, бакалавр-биолог Никита, и вовсе не думает о регистре и пишет так, как выставлены настройки: с телефона — с заглавной, с компьютера — со строчной.

У участников опроса, которые не используют лапслок в личных переписках, тоже есть на это причины. Во многом они напоминают аргументы защитников языка с форумов 2010-х.
Но гораздо чаще лапслок — лишь результат экономии мышечных усилий и оптимизация деятельности. Большинство компьютеров настроены так, что при вводе текста заглавная буква не ставится автоматически. Чтобы изменить регистр, нужно нажать не одну клавишу, а две. Мобильные же устройства, напротив, начинают каждое новое предложение с заглавной.

Поэтому для многих писать лапслоком по крайней мере с компьютера — быстро и удобно. Наш респондент Александр признаётся: «Сначала было лень нажимать клавиши shift и caps lock, потом уже просто привык». Другой опрошенный, бакалавр-биолог Никита, и вовсе не думает о регистре и пишет так, как выставлены настройки: с телефона — с заглавной, с компьютера — со строчной.

У участников опроса, которые не используют лапслок в личных переписках, тоже есть на это причины. Во многом они напоминают аргументы защитников языка с форумов 2010-х.
  • 1
    Писать с заглавной буквы — правильно. Стремление соблюдать нормы русского языка — основная причина, по которой 17% опрошенных не принимают лапслок в личных переписках.
  • 2
    Кроме того, информацию легче воспринимать, если она написана нормативно. В текстах с заглавными буквами сразу понятно, где кончается одно предложение и где начинается следующее.

    Отчасти поэтому ненормативное написание для некоторых ощущается некомфортно. Кому-то тексты без заглавных букв режут глаза, а кому-то писать и читать с заглавной буквой просто приятнее, чем без неё.
  • 1
    Писать с заглавной буквы — правильно. Стремление соблюдать нормы русского языка — основная причина, по которой 17% опрошенных не принимают лапслок в личных переписках.
  • 2
    Кроме того, информацию легче воспринимать, если она написана нормативно. В текстах с заглавными буквами сразу понятно, где кончается одно предложение и где начинается следующее.

    Отчасти поэтому ненормативное написание для некоторых ощущается некомфортно. Кому-то тексты без заглавных букв режут глаза, а кому-то писать и читать с заглавной буквой просто приятнее, чем без неё.
Если личные переписки допускают некоторый отход от правил, то в деловом общении лапслок всё же воспринимается как вольность. В официальных письмах подавляющее большинство респондентов всегда соблюдают правила графического оформления. Причина этому — этикет и боязнь тех самых обвинений в неуважении и орфографических девиациях, которые выдвигали к первым лапслок-авторам комментаторы на форумах.
Если личные переписки допускают некоторый отход от правил, то в деловом общении лапслок всё же воспринимается как вольность. В официальных письмах подавляющее большинство респондентов всегда соблюдают правила графического оформления. Причина этому — этикет и боязнь тех самых обвинений в неуважении и орфографических девиациях, которые выдвигали к первым лапслок-авторам комментаторы на форумах.
Наш дизайнер-иллюстратор Ева объясняет: «В деловых сообщениях обычно преследую какую-то конкретную цель по работе или обращаюсь с просьбой. Поэтому важно, чтобы адресата ничто не отвлекало от смысла моего послания. Можно наткнуться на тех, у кого отсутствие заглавных букв вызовет возмущение, отнимет часть энергии и внимания, хотя в случае „обычности“ текста человек дал бы качественный ответ».

Отсутствие заглавных букв деловом письме действительно может значительно испортить впечатление и вызвать недоверие, недоумение и неприязнь. Студентка-журналистка Анжела, встретив лапслок в деловом письме, подумает, что собеседник её не уважает, а респондентка Анастасия решит, что адресант не знает правил деловой переписки или не умеет себя сдерживать.
Наш дизайнер-иллюстратор Ева объясняет: «В деловых сообщениях обычно преследую какую-то конкретную цель по работе или обращаюсь с просьбой. Поэтому важно, чтобы адресата ничто не отвлекало от смысла моего послания. Можно наткнуться на тех, у кого отсутствие заглавных букв вызовет возмущение, отнимет часть энергии и внимания, хотя в случае „обычности“ текста человек дал бы качественный ответ».

Отсутствие заглавных букв деловом письме действительно может значительно испортить впечатление и вызвать недоверие, недоумение и неприязнь. Студентка-журналистка Анжела, встретив лапслок в деловом письме, подумает, что собеседник её не уважает, а респондентка Анастасия решит, что адресант не знает правил деловой переписки или не умеет себя сдерживать.
Виктория Васильева
кандидат филологических наук, доцент кафедры медиалингвистики СПбГУ
В деловых переписках нет места догадкам, намёкам и выразительным средствам. Поэтому нормативное оформление с заглавными буквами делает информационный обмен быстрее и однозначнее.

Заглавная буква облегчает чтение, поскольку позволяет охватить взглядом внешнюю структуру текста и при этом прогнозировать объем предложений. Это важно для скорости понимания. Точка — мелкий знак, требующий внимательности. Большая буква — заметный знак, не требует усилий.
Респонденты отмечают, что и деловые сообщения могут быть условно неофицальными. Поэтому обсудить в мессенджере вопросы с коллегой можно и лапслоком.

Лапслок в других интернет-текстах — постах и художественных произведениях собственного сочинения — может как оттолкнуть адресата или аудиторию, так и расположить их. Однако при этом около половины опрошенных не смогли бы читать книгу или журналистский материал, написанные лапслоком. Отсутствие заглавных букв в большом тексте сильно бы мешало восприятию.
Респонденты отмечают, что и деловые сообщения могут быть условно неофицальными. Поэтому обсудить в мессенджере вопросы с коллегой можно и лапслоком.

Лапслок в других интернет-текстах — постах и художественных произведениях собственного сочинения — может как оттолкнуть адресата или аудиторию, так и расположить их. Однако при этом около половины опрошенных не смогли бы читать книгу или журналистский материал, написанные лапслоком. Отсутствие заглавных букв в большом тексте сильно бы мешало восприятию.
Лапслок статистика
Мы уже говорили, но повторим ещё раз: графическое оформление речи в интернете — личный выбор каждого. Однако, делая этот выбор, стоит помнить, что по ту сторону экрана сидит такой же человек — со своими предпочтениями и особенностями восприятия.
Мы уже говорили, но повторим ещё раз: графическое оформление речи в интернете — личный выбор каждого. Однако, делая этот выбор, стоит помнить, что по ту сторону экрана сидит такой же человек — со своими предпочтениями и особенностями восприятия.