#теория
#интересное
#лайфхаки
#мнения
#истории
#подкасты
#спецпроекты
Полина Меньшова
9.11.2020
Фонетика для техники речи
Фонетика помогает не только понять, как мы говорим, но и разобраться, какое произношение считается литературной нормой. Эти знания пригодятся всем, кто хочет сделать свою речь красивой и грамотной. Отвечаем на «глупые» вопросы, которые возникают на занятиях по технике речи, но не всегда задаются преподавателю.

Техника речи — это набор практических навыков в области дыхания, артикуляции, дикции и постановки голоса. И если для дыхания и постановки голоса фонетика полезна не будет, то к артикуляции — «производству» звука, и дикции, то есть чёткому произнесению звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, она имеет непосредственное отношение.
Фонетика помогает не только понять, как мы говорим, но и разобраться, какое произношение считается литературной нормой. Эти знания пригодятся всем, кто хочет сделать свою речь красивой и грамотной. Отвечаем на «глупые» вопросы, которые возникают на занятиях по технике речи, но не всегда задаются преподавателю.

Техника речи — это набор практических навыков в области дыхания, артикуляции, дикции и постановки голоса. И если для дыхания и постановки голоса фонетика полезна не будет, то к артикуляции — «производству» звука, и дикции, то есть чёткому произнесению звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, она имеет непосредственное отношение.
Как понять, что произносишь звук правильно?
Проанализируйте, насколько положение ваших органов речи соответствует эталонному — описанному в артикуляционных характеристиках звуков. Если нужно, изучите артикуляционные профили. Ведь одна из целей работы над речью — приблизить артикуляцию к идеальной, нормативной. Нужно стремиться произносить звуки таким образом, чтобы гласные имели правильные ряд и подъём (а также заставляли губы вытягиваться в трубочку, если звук лабиализованный), а согласные образовывались в нужном месте и нужным способом.

Пригодится умение ориентироваться в видах гласных и согласных и понимать, как ведут себя ваши органы речи. Например, открываете ли вы рот максимально широко, когда произносите звук [а] — между прочим, гласный нижнего подъёма; вытягиваете ли губы на лабиализованном звуке [о] и подносите ли нижнюю губу к верхним зубам для щелевого губно-зубного согласного [в].

Как произносить слово «магазин»? Опускать нижнюю челюсть на каждую букву «а»?
Ни в коем случае. Челюсть нужно опускать только тогда, когда в слове есть звук [а] в сильной позиции, то есть под ударением. Во всех остальных случаях буква «а» обозначает другие звуки. Например, [ъ], как в первом слоге «магазина», или [ᴧ] («а закрытое»), как во втором. То же самое касается других гласных и согласных. Когда вы отрабатываете произношение отдельного звука, то ýчитесь произносить его так, как если бы он был в сильной позиции. Но внутри слова звуки взаимодействуют и влияют друг на друга.

Чтобы не сомневаться в том, что вы действительно приучаете себя к правильному произношению слова, потренируйтесь «вычислять» ассимиляцию, диссимиляцию и аккомодацию. А ещё разберитесь, как происходит редукция гласных и согласных звуков. Ведь именно она в паре с типичной уверенностью, что говорим мы так же, как пишем, путает карты в случае с «магазином».

Что делать с предлогами? Если произносить их, отделяя от других слов, получается неестественно.
Как раз этого делать не нужно. Предлоги вместе с союзами и некоторыми частицами относятся к клитикам — словам, которые не имеют собственного ударения и примыкают к соседним — стоящим впереди или сзади. То есть границы фонетического (звучащего, произносимого) и орфографического (написанного) слов не всегда совпадают. Поэтому не стоит приучать себя произносить фразы наподобие «про собаку» как два самостоятельных слова, у каждого из которых есть собственное ударение. Лучше подружитесь с клитиками и проверяйте себя всякий раз, когда что-то кажется неестественным или неправильным.
Как понять, что произносишь звук правильно?
Проанализируйте, насколько положение ваших органов речи соответствует эталонному — описанному в артикуляционных характеристиках звуков. Если нужно, изучите артикуляционные профили. Ведь одна из целей работы над речью — приблизить артикуляцию к идеальной, нормативной. Нужно стремиться произносить звуки таким образом, чтобы гласные имели правильные ряд и подъём (а также заставляли губы вытягиваться в трубочку, если звук лабиализованный), а согласные образовывались в нужном месте и нужным способом.

Пригодится умение ориентироваться в видах гласных и согласных и понимать, как ведут себя ваши органы речи. Например, открываете ли вы рот максимально широко, когда произносите звук [а] — между прочим, гласный нижнего подъёма; вытягиваете ли губы на лабиализованном звуке [о] и подносите ли нижнюю губу к верхним зубам для щелевого губно-зубного согласного [в].

Как произносить слово «магазин»? Опускать нижнюю челюсть на каждую букву «а»?
Ни в коем случае. Челюсть нужно опускать только тогда, когда в слове есть звук [а] в сильной позиции, то есть под ударением. Во всех остальных случаях буква «а» обозначает другие звуки. Например, [ъ], как в первом слоге «магазина», или [ᴧ] («а закрытое»), как во втором. То же самое касается других гласных и согласных. Когда вы отрабатываете произношение отдельного звука, то ýчитесь произносить его так, как если бы он был в сильной позиции. Но внутри слова звуки взаимодействуют и влияют друг на друга.

Чтобы не сомневаться в том, что вы действительно приучаете себя к правильному произношению слова, потренируйтесь «вычислять» ассимиляцию, диссимиляцию и аккомодацию. А ещё разберитесь, как происходит редукция гласных и согласных звуков. Ведь именно она в паре с типичной уверенностью, что говорим мы так же, как пишем, путает карты в случае с «магазином».

Что делать с предлогами? Если произносить их, отделяя от других слов, получается неестественно.
Как раз этого делать не нужно. Предлоги вместе с союзами и некоторыми частицами относятся к клитикам — словам, которые не имеют собственного ударения и примыкают к соседним — стоящим впереди или сзади. То есть границы фонетического (звучащего, произносимого) и орфографического (написанного) слов не всегда совпадают. Поэтому не стоит приучать себя произносить фразы наподобие «про собаку» как два самостоятельных слова, у каждого из которых есть собственное ударение. Лучше подружитесь с клитиками и проверяйте себя всякий раз, когда что-то кажется неестественным или неправильным.