Сотканные из пиров и кружева
На языческой Руси существовала своя «святая троица» — Род и две рожаницы. Им не приносили жертв, зато в их честь устраивали большие пиры и ставили идолов. Одни исследователи рассматривают Рода как мелкое божество, «собрата» домового, а другие — как сильного бога-творца.
В трактате «О вдуновении духа в человека» древнерусский автор пишет: То не Род, сидя на облаке, посылает на землю дождь, отчего рождаются дети. Ибо всем творец Бог, а не Род. Из этого текста становится ясно, что Род — небесный бог, связанный с легендами о том, что зародыши детей падают с небес. Получается, он — творец живых существ.
Но нужно заметить всё же, что, по мнению исследовательницы мифологии Александры Барковой, Род — не творец всего сущего и он не всемогущ. Нельзя, пишет она, отождествлять его с христианским Творцом и считать верховным богом и правителем — эти роли не всегда брал на себя один «персонаж».
Подобная ситуация, например, в скандинавской мифологии, где «бог всех богов» — Один, но есть громовержец Тор — не предводитель, но любимец народа. Рыбаков даже считает, что имя Род произошло от понятия родия — «шаровая молния». Этим славянский бог ещё сильнее сближается со скандинавским собратом — эдакая миролюбивая, земледельческая версия Тора.
Согласно этимологическому словарю Николая Шанского слово род произошло от общеславянского *ordъ. Исторические родственники — рост, расти. Однако это этимология не имени бога, а омонимичного существительного с буквальным значением «то, что выросло, выращено».
Спутницы Рода — рожаницы. Их точно было две: в древнерусских текстах слово стоит в двойственном числе. Это подчёркивает божественную функцию — покровительствовать деторождению. Двоичность соотносилась с женским началом.
Ещё известно — и это большая заслуга Бориса Рыбакова, — что рожаницы «выросли» из образа древних духов. А проследить этот путь можно по… вышивке. Есть среди русских узоров один с названием «распластанная лягушка». Он изображает рожающую женщину с широко расставленными ногами и поднятыми руками (кстати, по рукам можно отличать древнерусские узоры от «свежих» неоязыческих). Позже узор превратился в другой — «женщина вазон». Это говорит о том, что в образе связаны мотив рождения и природы, а ещё указывает на прошлое рожаниц. Это архаичные богини-оленихи, зооморфный образ с теми же функциями.
Иногда в рожаницах видят богинь замужества и девичества. Рыбаков связывает с ними имена Лада и Леля, но современные исследователи опровергают эту версию.
Не то бог, не то богиня
Богини замужества и девичества у славян действительно были. Они изображены на Збручском идоле — памятнике славянского язычества X–XIII веков. Одна — с ребёнком, вторая — с кольцом в нижней части тела, которое символизирует женские половые органы. Правда, с именами сложнее. Это явно не Леля (о «ней» или о «нём» поговорим ниже), но можно ли назвать эту богиню Ладой?
Корень -лад- — реально существующий. По мнению лингвиста Олега Трубачёва, он индоевропейский и означает «выросший, зрелый». Это, вероятно, связано с тем, что в древности только женатый мужчина считался взрослым, полноценным человеком. Потому и в «Слове о полку Игореве» к супругу обращаются формой ладо. Получается, что корень -лад- связан с миром и порядком (жить в ладу). Это подкрепляет теорию о том, что Лада покровительствует браку, а ещё — что корень используется по отношению к мужчинам. Получается, что и Лада — бог, а не богиня.
Это доказывает и Рыбаков, обращаясь к «Истории Польши» Яна Длугоша и к хорватским песням, где Ладо — бог. Так что покровитель брака существовал, но имя его потерялось в веках.
Если Лада (или Ладо) дала нам возможность углубиться в этимологию, то Лель отправляет в фонетику. Дело в том, что имя этого бога услышали в припеве свадебной песни! В ней поют ай-люли и лель-полель — это вариации восклицания аллилуйя, что доказал лингвист и фольклорист Никита Толстой.
Леля придумали учёные в XVIII веке и окрестили «божком воспаления любовного», или попросту богом любви, славянской версией греческого Купидона. Ещё «кабинетная мифология» породила брата Леля — покровителя замужества и женитьбы Полеля. Потому что после любви идёт брак.
Кстати, первое упоминание о Леле появилось в работах польских историков в XV–XVI веках, а русские «забрали» бога себе только двести лет спустя.