Симфонии, сюиты и концерты: фразеологизмы как части речи
16.07.2022
Поля Колосова
В богатый репертуар произведений для большого оркестра входят сочинения многих форм и жанров— симфонии, сюиты, концерты, рапсодии и многие другие. Также и к фразеологизмам относятся выражения, выступающие в качестве разных частей речи. Рассказываем, как же различать речевые увертюры в устойчивых оборотах.
Фразеологизмы нельзя разделить на члены предложения: все их части в тексте плотно сцеплены друг с другом. Например, будет неправильным сказать, что в предложении Он держал её в ежовых рукавицах слово ежовых стоит воспринимать как определение, отдельно от держал и рукавиц. Все эти слова вместе выступают в роли сказуемого: он чтоделал? — держал в ежовых рукавицах.
В функции какого члена предложения будет употребляться фразеологизм, зависит от его лексико-грамматического значения. Например, выражения рукой подать (близко) и пруд пруди (очень много) по звучанию близки к наречиям и поэтому выступают в роли обстоятельств.
То, с какой частью речью соотносится фразеологизм, во многом связано с характером его главного слова. В словосочетании действовать на нервы таковым, например, выступает глагол действовать, поэтому все выражение отвечает на вопрос что делать? При этом значение главного слова далеко не всегда совпадает со значением фразеологизма в целом. Так, оборот битый час, вопреки главенствованию существительного час, выступает в предложении в функции наречия.
В зависимости от соотношения с той или иной частью речи фразеологические выражения делятся на несколько групп:
В богатый репертуар произведений для большого оркестра входят сочинения многих форм и жанров— симфонии, сюиты, концерты, рапсодии и многие другие. Также и к фразеологизмам относятся выражения, выступающие в качестве разных частей речи. Рассказываем, как же различать речевые увертюры в устойчивых оборотах.
Фразеологизмы нельзя разделить на члены предложения: все их части в тексте плотно сцеплены друг с другом. Например, будет неправильным сказать, что в предложении Он держал её в ежовых рукавицах слово ежовых стоит воспринимать как определение, отдельно от держал и рукавиц. Все эти слова вместе выступают в роли сказуемого: он чтоделал? — держал в ежовых рукавицах.
В функции какого члена предложения будет употребляться фразеологизм, зависит от его лексико-грамматического значения. Например, выражения рукой подать (близко) и пруд пруди (очень много) по звучанию близки к наречиям и поэтому выступают в роли обстоятельств.
То, с какой частью речью соотносится фразеологизм, во многом связано с характером его главного слова. В словосочетании действовать на нервы таковым, например, выступает глагол действовать, поэтому все выражение отвечает на вопрос что делать? При этом значение главного слова далеко не всегда совпадает со значением фразеологизма в целом. Так, оборот битый час, вопреки главенствованию существительного час, выступает в предложении в функции наречия.
В зависимости от соотношения с той или иной частью речи фразеологические выражения делятся на несколько групп:
глагольные: стереть с лица земли, заткнуть за пояс, мозолить глаза;
субстантивные (соотносятся с существительными): важная птица, волк в овечьей шкуре, филькина грамота;
наречные: в двух шагах, на веки вечные, как снег на голову;
адъективные (соотносятся с прилагательными): лёгок на подъём, в чём мать родила, кожа до кости;
междометные: скажите на милость, вот тебе и на, вот оно что;
модальные: к слову сказать, как бы не так, вообще говоря;
союзные: не то чтобы, в силу того что, несмотря на то что.
глагольные: стереть с лица земли, заткнуть за пояс, мозолить глаза;
субстантивные (соотносятся с существительными): важная птица, волк в овечьей шкуре, филькина грамота;
наречные: в двух шагах, на веки вечные, как снег на голову;
адъективные (соотносятся с прилагательными): лёгок на подъём, в чём мать родила, кожа до кости;
междометные: скажите на милость, вот тебе и на, вот оно что;
модальные: к слову сказать, как бы не так, вообще говоря;
союзные: не то чтобы, в силу того что, несмотря на то что.
литература: крылатые слова и афоризмы (Счастливые часов не наблюдают — А. С. Грибоедов «Горе от ума»), научная терминология (лакмусовая бумажка);
бытовая речь: чудеса в решете, стоять над душой;
профессиональная лексика: выражения-арго (топорная работа — из лексикона столяров).
Первые три группы фразеологизмов — глагольные, субстантивные и наречные — считаются более или менее структурно однотипными. Подобно классическим и романтическим симфониям в оркестровой музыке, они чаще всего встречаются в текстах и предложениях.
Первые три группы фразеологизмов — глагольные, субстантивные и наречные — считаются более или менее структурно однотипными. Подобно классическим и романтическим симфониям в оркестровой музыке, они чаще всего встречаются в текстах и предложениях.
Шанский, Н. М. Фразеология современного русского языка: Учебное пособие для вузов по специальности «Русский язык и литература». СПб.: Специальная литература, 1996.